Июльский выпуск журнала Empire за 2022 год. №403

«Мир изменился,» — так однажды сказала мудрая эльфийка Галадриэль. И она была права, потому что с началом самого большого сериала всех времен «Властелин колец: Кольца власти», Средиземье ждет глобальная перезагрузка. От новых земель до новых опасностей — создатели сериала рассказали нам, почему всем стоит «пристегнуть ремни».

Итак, где мы слышали эту историю раньше?

Два едва ли героя оказываются вдалеке от тихой страны, которую они называют домом. Судьба Средиземья в их руках. Впереди опасное путешествие. «Мы действительно чувствовали себя Фродо и Сэмом, которым вручили Кольцо», — смеется Джей Ди Пейн, вспоминая день, когда он и Патрик Маккей — друзья детства из Мелина, штата Вирджиния, — получили известие о том, что им поручено написать новую главу в величайшей фэнтезийной мифологии, которую когда-либо познал мир. Подобно героям-хоббитам из литературного эпоса Дж.Р.Р. Толкина, а затем и знаменитых экранизаций Питера Джексона, их неожиданно выбрали для такой задачи.

«Было так много людей, претендовавших на это шоу с резюме, которые на бумаге больше подходили для работы такого масштаба», — признается Маккей, смотря на Мумакила в комнате: он и Пейн, у которых всего несколько упоминаний в титрах за работу над сценариями таких фильмов, как «Стартрек: Бесконечность» и «Круиз по джунглям», приступили к новой задаче практически без имени. И, подобно Сэмуайзу и Фродо, эти шоураннеры завершат свое приключение под пристальным взглядом, сопоставимым с тем, что исходил от Ока Саурона.

«Властелин колец: Кольца власти» претендует на звание самого крупного и самого ожидаемого сериала всех времен. Согласно сообщениям, только первый сезон стоил Amazon, финансировавшему сериал как главный проект для своего сервиса Prime Video, 250 миллионов долларов за права и ошеломляющие 462 миллиона долларов за создание (без учета налоговых льгот). Впервые на экране сериал покажет новых персонажей и события Средиземья, а не просто переложит на экран тексты Толкина. За первые 24 часа после дебюта в сети тизер-трейлер шоу посмотрели рекордные 257 миллионов раз. Уровень интриги выше пика Карадраса; это, в конце концов, сериал, который обещает превратить войны потоковых сервисов из стычки в полномасштабную битву за Хельмову Падь, объединив фанатов самого известного фэнтези мира. Неудивительно, что Пейн и Маккей, которые, для справки, на несколько дюймов выше своих соотечественников-хоббитов из этой аналогии, чувствовали себя Сэмом и Фродо. На их плечах лежит огромный груз, а у их ног — прелестный шанс.

А сходство сериала с фильмами Джексона заканчивается сравнением между путешествием хоббитов к Роковой горе и путем создания сериала «Кольца власти». «Мы не хотели делать телесериальную версию «Властелина колец», — говорит Маккей. — Мы хотели создать историю о Средиземье, которая заслуживает отдельного места на полке, наряду с романами и фильмами».

Пейн соглашается: «Мы должны были убедиться, что привносим что-то свежее и расширяем географию. Нас не интересовали продолжение, приквел, переделка или ностальгия. Сериал должен стоять на собственных ногах как нечто, что кажется соответствующим всему остальному, но самостоятельным».

Проще сказать, чем сделать. «Кольца власти» — это сериал, задача в котором состоит в том, чтобы сделать заметки по приложениям из книги Толкина «Возвращение короля», по фрагментам предыстории, которые автор решил не включать в основной текст своих книг, потому что они замедлили бы повествование, и создать из них высококлассное экранное чудо. Им нельзя воссоздавать истории из «Властелина колец», которые мы уже видели на экране, но они должны уловить фирменную теплоту и эмоции Толкина, которые Джексон так хорошо оформил. Если они добьются успеха, то в сентябре этого года Пейн, Маккей и их коллеги-режиссеры станут легендой. Потерпят неудачу, и Средиземье — или, как минимум, надежды фанатов на захватывающую новую часть одной из величайших когда-либо рассказанных историй о мечах и колдовстве — погрузятся во тьму.

Как, да не укоротится борода Дурина, им удается все это, пока они строят мост для возвращения в Средиземье? Хитрость, как оказалось, заключалась вовсе не в том, чтобы вернуться в Средиземье. По крайней мере не в то, которое вы помните с экранов.

* * *

Для тех из вас, кто плохо знаком с орками, краткий урок истории. События, описанные во «Властелине колец», представляют собой пятнышко в песочных часах временной шкалы Средиземья, объясняет Пейн: «Легендариум Толкина — это огромный гобелен, растянувшийся на 9000 лет». В начале была Первая Эпоха: столетия кровопролития, когда эльфы сражались с Морготом, первым Темным Властелином. Третья Эпоха — это эпоха, раскрытая во «Властелине Колец», описывающего Войну Кольца, и во всех событиях фильмов Джексона. То, что между ними — это Вторая Эпоха, время, которое «включает в себя некоторые величайшие истории из мифов Толкина, — продолжает Пейн. — Это история, которую фанаты всегда хотели увидеть воплотившейся на экране, но до сих пор о ней рассказывали только шёпотом».

«Кольца Власти» превратят этот шёпот в оглушительный боевой клич. Сериал, действие которого развернется за целые эпохи до приключений Бильбо Бэггинса, будет состоять из пяти сезонов, в ходе которых вам покажут восхождение Саурона, падение мифического острова Нуменор и создание 19 колец, которые в конечном итоге определят судьбу Средиземья.

«Это очень интересная эпоха, — говорит режиссер «Мира Юрского периода 2» Дж. Байона, руководивший первыми двумя эпизодами. — Война закончилась, но мир еще не наступил. Есть персонажи, которые интуитивно чувствуют, что со злом еще не покончено. Они сталкиваются с тем, что их никто не слушает. Во всех уголках мира вы увидите, как персонажи борются с последствиями прошлой войны и подозревают, что это был не конец».

В основе огромного актерского состава — Галадриэль, неземная Леди Золотого Леса, которую сыграла Кейт Бланшетт в трилогии Питера Джексона. Здесь она жаждущая битв воин, не боящаяся сразиться с одним или двумя снежными чудовищами и быть вовлеченной в гущу событий. «Это было похоже на школьную экскурсию! Я должна была заниматься плаванием, верховой ездой и скалолазанием… — делится Морфидд Кларк, валлийская звезда британского ужастика «Сент-Мод», которая играет эльфийку. — Галадриэль — легендарна, Кейт Бланшетт в роли Галадриэль — легендарна, сам Толкин — легендарен! — смеется 33-летняя актриса. Этой версии Галадриэль «еще многому предстоит научиться, — говорит она, — Мне нужно было найти баланс между тем, в ком есть что-то вечное, но он еще не видел многого. Не ждите того же персонажа, которого вы встречали в более позднем возрасте».

То же самое можно сказать и о других знакомых именах в «Кольцах власти». Элронд Полуэльф, с каким мы познакомились в трилогии Джексона, был мудрым, хотя и слегка уставшим от мира эльфийским лидером, которого сыграл Хьюго Уивинг. Молодой версии, которую мы встречаем в «Кольцах власти», около 1000 лет (настоящий тысячелетник), «гораздо более остр на язык, готовый шагнуть в неизвестность», — говорит актер, играющий его, ветеран «Игры престолов» Роберт Арамайо.

Также отличается и Гил-галад, последний Верховный Король Нолдор, который в более поздних годах чуть менее уверенно стоял на ногах, чем его версия малоопытного правителя из Второй Эпохи. «Король эльфов, чувак! Ну как, круто?» — восклицает известный театральный актер Бенджамин Уокер, описывая многолетнего правителя и воина. — Во время войны он был на высоте, а в мирное время он борется за поддержание порядка. Часто это означает использование людей в своих интересах, но — как мы желаем, чтобы политики в нашей реальной жизни делали — он стремится принести лучшее всем».

Эти фавориты эпохи Братства путешествуют по Средиземью в «Кольцах власти», встречая персонажей и события, основанные на информации в приложениях Толкина либо полностью выдуманные. В обустроенном лагере живет группа мохноногов, предков хоббитов. Их возглавляет старейшина по имени Садок, которого играет Ленни Генри. «Она очень любознательна и решительна, — говорит Кавена о своем персонаже [речь не о Садоке, прим. переводчика], который, как она намекает, разрывается между своей преданностью семье и жаждой поиска в мире способов улучшить образ жизни Харфутов. — Она жаждет приключений, и это иногда делает ее возмутительницей спокойствия, к лучшему или к худшему».

Ленни Генри, тем временем, «должен быть самым высоким хоббитом в истории», — смеется он (его реальный рост 6 футов 3 дюйма [190 см]). «Мы кочевое племя, двигающееся в зависимости от погоды и плодородия посевов. У нас большие караваны на деревянных колесах, и мы очень хорошо умеем что-то прятать, потому что люди намного крупнее нас и приносят неприятности, — рассказывает Генри журналу Empire об образе жизни Харфутов. И хотя они не совсем хоббиты, они все равно будут играть их роль в более глобальной истории. — Мы — обычный толкиновский маленький народ. Традиционно полурослики в этом мире добавляют веселья, но также могут быть и невероятно храбрыми. Вы увидите, как мы покажем вам всю гамму эмоций и действий в этом приключении».

Слово «Мохноног» (Harfoot) встречается в текстах Толкина ровно семь раз. Как же тогда Пейн и Маккей придумали все детали, необходимые для того, чтобы сделать их движущей силой «Колец власти»? «Это похоже на то, как если бы Толкин поместил на небо несколько звезд и позволил нам придумать созвездие, — поэтично объясняет Пейн. — В своих письмах [особенно в одном, адресованном своему издателю] Толкин говорил о желании создать мифологию, которая «давала бы простор для других умов и рук, владеющих инструментами рисования, музыки и драмы». Мы делаем то, чего хотел Толкин. Пока мы чувствуем, что каждая наша находка соответствует его творению, мы понимаем, что находимся на правильном пути».

Помимо новых персонажей и старых персонажей, которые покажутся новыми, «Кольца власти» также могут похвастаться местами, которые мы никогда раньше не видели в экранных вариациях Средиземья. Или, по крайней мере, никогда не видели в таком виде. Сериал перенесет зрителей в королевство гномов под названием Мория — в более поздние годы это была заброшенная шахта, но в эту Вторую эпоху — это процветающий дом для двух других ключевых персонажей, принца и принцессы гномов Дурина IV и Дисы, правителей подземного царства Казад-дум. «Визуально это не похоже ни на что, что мы когда-либо видели раньше, — обещает София Номвете, которая играет Дису. — Это довольно зрелищно».

«Это не похоже ни на что, что мы когда-либо видели раньше» — это повторяющаяся фраза, когда мы говорим с теми, кто участвует в сериале, даже по сравнению с популярными фильмами 2000-х годов, получившими 17 «Оскаров». Питер Джексон не принимал никакого участия и еще не встречался с шоураннерами. «Любой, кто приближается к «Властелину колец» на экране, был бы неправ, если бы не подумал о том, как удивительно правильно [Джексон] воплотил так много, — говорит Маккей, — Но мы его поклонники издалека, вот и все. «Кольца Власти» не пытаются конкурировать с ним».

Дело в точке зрения? Действие шоу, которое найдет новые способы взволновать, отличается от эпических армий трилогии Джексона. «Осада Хельмовой Пади настолько культовая и удивительная, что это было похоже на: ''Что же еще мы можем сделать, чтобы это все еще было похоже на Средиземье, но уникально для этой истории?''» — спрашивает Пейн.

«В сериале много действия, больше, чем в любом телевизионном или потоковом шоу, которое мы видели. В каждом эпизоде есть декорации, существа, сражения и смертельные бои, — добавляет Маккей, — Но вместо того, чтобы иметь 10 000 орков, сражающихся с 10 000 людей, каково это, иметь одного орка перед вашим лицом, на вашей кухне? Каково пытаться убить его, если вы никогда раньше не убивали орка?»

Это не просто другое воссоздание Средиземья, в ходе которого сериал «Кольца Власти» стремится отделиться от других воплощений. Этот сериал пытается превзойти все другие, которые были до него. «Кольца Власти» — это не сериал, — говорит Байона так же серьезно, как Арагорн, атакующий Черные Врата, — это новая форма, которую мы здесь создаем».

Когда сериал — не сериал?

Тогда, когда это 50-часовой фильм. «Именно так мы подошли к ''Кольцам власти''», — говорит Маккей, объясняя, что, в отличие от практически всех других телесериалов, которые живут от сезона к сезону на основе рейтингов, Amazon уже заказал пять сезонов, которые дуэт успел наметить в полном объеме.

«Мы даже знаем, каким будет наш последний кадр в последнем эпизоде, — дразнит Пейн. — Амазон купил права на 50-часовое шоу. Они с самого начала знали, что это размер холста — это была большая история с четким началом, серединой и концом. В первом сезоне есть вещи, которые сработают в пятом».

Внимание к деталям, уделяемое этому видению Средиземья, безусловно, звучит так, будто оно превосходит большинство сериалов. «Мы ныряли в пещеры и стояли на ледниках, чтобы снять ''Кольца власти''», — говорит продюсер Рон Эймс, который работал над всем, от «Аватара» до «Мстителей: Эры Альтрона», и считает этот проект, пожалуй, самым большим делом, за которое он брался. Во время съемок сериала в Новой Зеландии (для второго сезона он переезжает в Великобританию) «мы хотели, чтобы каждая раса и каждая часть Средиземья были уникальными и отличались друг от друга, поэтому нам пришлось продумать все культурные отсылки каждого из них, — говорит он, — Например, я обожаю королевство гномов. Как они могли построить общество под землей? Как бы вы выращивали их еду? Как бы вы организовали вентиляцию? Как бы вы доставляли воду и куда просачивался бы свет?» Чтобы выяснить это, творческая группа шоу исследовала пещеры по всей Новой Зеландии. В другой сцене, связанной со схваткой со снежным троллем, они сели в вертолеты, чтобы посетить замерзший водопад, что помогло им составить карту сцены».

Декорации, построенные в течение двух лет съемок первого сезона, были огромными, поскольку шоу стремилось опираться на технические эффекты, а не на компьютерное волшебство. «Ощущение от возможности прогуливаться по этим полностью реализованным локациям было сюрреалистичным, — говорит Пейн. — Впервые вступая в [эльфийскую гавань] Линдон и снова, и снова встречая всех этих персонажей, которые были полностью в костюмах, у вас возникало ощущение переноса туда».

Тем временем Морфидд Кларк утверждает, что «не знала, насколько ограничено мое воображение, пока я не вышла на съемочную площадку. Это было похоже на: ''Боже мой, у меня воображение бумажного пакетика по сравнению с этим''».

Значит это — то, на что был потрачен самый большой бюджет в истории на один телевизионный сезон? «Ну… — смеется Пейн, не подтверждая и не опровергая заявленные цифры. — Мы считаем, что важно держать бюджет в контексте. Действительно, этот [сезон] представляет собой восьмичасовой фильм. Это длина трех фильмов Marvel, сделанных по графику двух на бюджет одного. Посмотрите на это в контексте того, что на самом деле производится, и вы можете сказать, что это выгодная сделка».

* * *

Возможно, бюджет «Колец власти» и должен был быть огромным. В конце концов, во времена войны нужна лучшая артиллерия. Этой осенью шоу будет конкурировать с другим сериалом-приквелом, вдохновленным Средиземьем, но теперь конкурирующим с его фэнтезийной короной: спин-оффом «Игры престолов», «Домом дракона». За восемь лет, что творение Толкина бездействовало со времен «Хоббита: Битвы пяти воинств», рассказы Джорджа Р. Р. Мартина о Вестеросе отправили жанр телевизионного фэнтези на более темную и кровавую территорию. Изменилось ли что-нибудь в подходе Пейна и Маккея к «Кольцам власти» из-за этого изменившегося ландшафта?

«Вы можете настроить себя на то, чтобы не отставать от соседей, но одной из мантр в этом отношении было «вернись к исходному материалу». Что бы сделал Толкин? — отвечает Маккей. — Одно из свойств других конкурентов — они очень красиво играют одну октаву. Но Толкин играл каждую ноту на фортепиано. У него было такое разнообразие тонов. В нем есть веселье, дружба и юмор, за которые так любят Гарри Поттера, но есть и утонченность, политика, история, мифология и глубина. Так что для нас важно было глубже понять, что у нас должно получиться, и не беспокоиться о том, что делают другие».

Однако в «Кольцах власти» есть тьма, не сомневайтесь. «Мы имеем дело с одним из величайших злодеев, воплощенных в Сауроне, — говорит Пейн. — И одним из центральных в истории является персонаж Келебримбор [Чарльз Эдвардс]. Он эльфийский кузнец, которым манипулировали, чтобы он помог создать Кольца Власти. Мы очень рады, что воплотим его в Средиземье. Он очень загадочный».

«Властелине колец» пропитан мраком, первые семена которого зародились, когда Толкин сражался на Сомме во время Первой мировой войны. «Но часть того, что делает эти истории такими особенными, — говорит Маккей, — это их оптимизм и жизнеутверждающий гуманизм».

Пейн согласно кивает: «''Властелин колец'' не обходит тьму. Наоборот, он переносит вас к ступеням Кирит-Унгол и логову Шелоб, где друзья предают друг друга, и персонажи вступают в Мордор. Это мучительный опыт, через который приходится пройти. Но, в конце концов, на небе всегда появляется звезда, которая говорит: «Продолжай идти». Мы хотим передать этот дух в сериале».

Ленни Генри считает, что влияние сериала может быть огромным. Выросший в Уэст-Мидлендсе, в двух шагах от того места, где вырос Толкин, он любил фэнтези, но чувствовал себя отчужденным из-за обхода стороной цветных людей. Более разнообразный актерский состав «Колец власти» открывает дорогу в жанр. Он говорит: «Если это не показывать на экране, то вы этого и не увидите. Наконец дети увидят людей разных национальностей, занимающих место в центре фэнтезийного сериала. Мы будем очень заметны в этом мире, и это завораживает».

У Морфидд Кларк также большие устремления. Она прочитала «Хоббита» в шестом классе школы и помнит волнующую тягу Шира и яркие краски текстов Толкина. «Это была первая книга для взрослых, которую я прочитала. Будучи валлийкой, я столкнулась с мифами и магией, поэтому они говорили со мной», — говорит она. Когда сериал выйдет на экраны в сентябре этого года, она надеется, что «12-летние почувствует то же, что и я, читая «Хоббита» в первый раз, — вдохновленная и взволнованная, — говорит она. — Я хочу, чтобы люди, которые посмотрят сериал, захотели стать частью нашего мира».

Пейн и Маккей сияют от такой перспективы. В конце концов, именно для этого они здесь, чтобы познакомить других с миром, который был навязчивой идеей для обоих на протяжении всей жизни (Маккей открыл для себя книги в седьмом классе, а Пейн пришел в восторг от мира после просмотра фильмов Джексона) . «Давление свело бы нас с ума, если бы мы не чувствовали, что здесь есть история, которая исходит не от нас. У нее есть большое подспорье, — говорит Маккей, — которое идет от Толкина, а мы всего лишь рассказчики. Мы настолько сильно доверяем этим идеям, потому что они не наши. Мы в лучшем случае хранители».

Они используют аналогию с Фродо и Сэмом в последний раз перед отъездом, чтобы объяснить свои надежды на будущее демонстративно иного взгляда на Толкина. «Сейчас кажется, что мы поднимаемся на гору. Вопрос был в том, что произойдет, когда мы доберемся до вершины? — говорит Маккей. — Теперь я понимаю: вот где начинается настоящее приключение».

«Кольца власти» перенесут нас в другое Средиземье, и это именно то, что нравится его создателям. Итак, слышали ли мы эту историю раньше? Ответ: нет.

 

Перевод Tolkienists.Ru