Автор: Стив Мэй. Источник: techradar.com. Перевод интервью сайта Tolkienists.Ru

"Хоббит: Неожиданное путешествие" Питера Джексона со своим неиссякаемым запасом магов, варгов, орков, каменных великанов, оборотней, гоблинов и, конечно же, Голлумом станет доступным на Blu-ray дисках уже 8-го апреля, что станет настоящим праздником для любителей домашнего просмотра фэнтези.

Это стало соизмеримым со съёмками объёмного "Сильмариллиона" для команды Weta Digital воплотить произведения Толкина в жизнь. Первый блокбастер вместил равные по сложности технологии 3D и 48fps HFR, это, пожалуй, наиболее сложные эффекты, что использовались когда-либо для фильмов.

"Да, было много сложной работы, - сказал старший руководитель по визуальным эффектам Джо Леттери, ужасно преуменьшая. - Мы сделали около 22 тысяч FX кадров для "Хоббита". Это сопоставимо с 18-ю тысячами для "Властелина колец: Возвращение короля". Масштабы фильмов претерпели значительные изменения..."

По крайней мере, титанические усилия Weta были оценены. Мало того, что фильм собрал большие кассовые сборы, он получил награду в обеих номинациях BAFTA (премия Британской академии кино и телевизионных искусств, - прим. пер.) (причина, по которой Леттери посетил Великобританию) и Оскар (плюс другие многочисленные трофеи). Возможно,  "Жизнь Пи" и оттеснил "Хоббита" в обеих номинациях, но Леттери не унывает: "Награды - не то, что движет нами, - улыбается он. - Если подумать, победитель тот, кто закончил фильм в более подходящее время!"

Воплощение Средиземья в 3D

Леттери сообщил "TechRadar", что решение снимать "Хоббита" в стерео значительно усложнило проект, так как потребовался новый подход после трилогии "Властелин Колец". "Многие вещи, сходившие нам с рук во "Властелине Колец", миниатюры, например, оказалось гораздо труднее сделать в 3D, - признаётся он. - Использование миниатюр остаётся возможным, но возникают сложности с масштабом, настроением и освещением. В 2D легко манипулировать отдельными элементами, но в 3D перспектива часто не срабатывает".

Наиболее сложными для 3D оказалась открытая сцена в Бэг Энде. "В первой трилогии ["Властелин Колец"] мы сделали игру с перспективой [когда большее кажется меньшим и наоборот] привычными способами", - сказал Леттери.

"Мы поставили Йэна МакКеллена ближе к камере, а Элайджу Вуда отодвинули подальше, чтобы сделать маленьким. Но это не работает в 3D. (Режиссер) Питер Джексон хотел сделать такие кадры таким же способом, как в "Братстве Кольца", но на этот раз вместе с Гэндальфом ходили Бильбо и 13 гномов. Получается толпа людей, меняющих положение друг относительно друга.

Единственный способ снимать подобное в стерео - это использовать две камеры, связанные друг с другом через две съёмочные площадки: Бэг Энд с гномами, расставленные по определённым местам, и МакКеллен на сцене с зелёным фоном, что была справа от них. На сцене с Гэндальфом были каркасы, имитирующие другие объекты" .  Леттери сказал, что кадры для минутной сцены заняли всего 4 дубля, но для их связки необходим целый год.

Преимущества HFR 48 кадров в секунду.


Наиболее спорной и инновационной технологией в фильме была технология HFR, удваивающая количество кадров (с 24 до 48), чтобы дать более чёткое, гладкое изображение.

Но не только технология HFR принципиально изменила внешний вид фильма, Леттери уверяет, что на это влияют и достижения Weta в области компьютерной анимации. "Это действительно помогло нам, - объясняет он. - Для очень быстрых движений и огненной речи Голлума. Мы обнаружили, что движения действительно становятся более выразительными."

"Если вы посмотрите на сцену с пещерой Голлума, то увидите наш самый большой творческий успех, именно там всё сложилось. Потому что, из-за меньшей размытости вы рассматриваете детали, обращая внимание на нюансы лицевой анимации Голлума."

Леттери говорит, что именно эта реализация цифровых движений считается высшим достижением FX в "Хоббите". "Голлум был нашим единственным цифровым говорящим персонажем в первой трилогии; конечно, были тролли, Урук-хаи и сражения орков, но им в действительности не нужно было говорить. В "Хоббите", в дополнение к Голлуму, мы имеем пять других разговаривающих цифровых персонажей".

"Мы привели существ со страниц книг такими, какими их описал Толкин, это было почти невозможно десять или двенадцать лет назад. Тот факт, что Питер Джексон может написать девятиминутную сцену, в которой принимают участие живой и цифровой актёры (сцена "Загадки в темноте"), является для меня хорошим показателем того, что возможно создать в искусстве в наши дни."

Если вы хотите узнать больше, говорит Леттери, возьмите диск Blu-Ray с "Хоббитом". "Мы вдаёмся в тонкие подробности создания визуальных эффектов, - с энтузиазмом рассказывает он, - действительно раскрывая тайны создания персонажей. Фанаты смогут проследить за мыслительным процессом изобретения общего дизайна до того, как мы создали окончательные кадры для фильма."

Что же в будущем? Джо Леттери не верит в эволюцию киноиндустрии: развитие технологий будет замедляться в ближайшее время. "Всегда будет больше того, что мы можем воссоздать в образах," - говорит он. Кажется, что он предвкушает последующие долгие ночи творчества.