Тренер по диалекту Лейт Макферсон сходила туда и вернулась обратно. Теперь она создает новую эпоху в истории «Властелина колец».

Даже среди полностью одержимых «Властелином колец» Лейт Макферсон — особый фанат.

«Каждую минуту, когда я могу, я возвращаюсь в свое любимое место, в приложения к «Властелину колец», — рассказывает Макферсон изданию Inverse . — В приложениях создается впечатление, что Толкин говорит со мной напрямую».

Макферсон открывает Приложение Е, где автор разжевывает эльфийский язык и «дает фонетическое описание звуков». «Это мой шаблон. Это мой пробный камень. Это мой дом, — говорит она. — Я стараюсь быть послом его работы, насколько это возможно».

«Толкин терраформирует при помощи языка».

Десять лет назад уроженка Великобритании, проживающая в Австралии тренер по диалектам, работала с актерами трилогии Питера Джексона «Хоббит», обучая их вымышленным языкам Толкина в Средиземье, а именно эльфийскому, гномьему и оркскому, и придумывала акценты персонажам, которые говорят на «всеобщем» (английском) языке.

Теперь Макферсон снова отправилась в свое нежданное путешествие. Она снова является тренером по диалектам на съемочной площадке, на этот раз для предстоящего сериала-приквела от Amazon «Властелин колец: Кольца власти» . Когда солнце поднимается из окна ее квартиры в Сиднее, Макферсон читает мне лекцию о своем опыте — например, она подробно описывает тонкости квенья, «диалекта» эльфов, который можно назвать «эльфийской латынью» в Третьей Эпохе, но который является обычным явлением во Второй Эпохе, в которой происходят события сериала «Кольца Власти».

«Вы можете, как многие делают, посвятить всю свою учебную и профессиональную жизнь сосредоточению одной форме эльфийского языка, — говорит Макферсон. — У него есть потенциал и сила. Он звучит аккуратно.

По ее словам, эльфийский язык красив и лиричен, особенно квенья, так как эльфы используют его для чтения заклинаний. Он контрастирует с оркским, который Макферсон описывает как «ругань» для слушателя. «Должно быть ужасно говорить на нем и слушать его, — говорит она. — Он гортанный. Жесткий. Он полон твердых согласных. Все языки имеют физическое воздействие на слушателя. Эльфийский — прекрасный вариант. Язык орков — ужасен.

Тем временем гномий язык балансирует между обоими вариантами с уникальной ритмичностью. «Этот народ связан с Землей, в частности с камнем. Их язык вызывает ощущение стабильности, твердости. Он красив, но грубоват. В нем ощущается вес».

Именно оказав большое внимание к деталям придуманных вещей, Толкин создал свою знаменитую сагу. Это подходит и для описания работы Макферсон за кулисам нашумевшего сериала Amazon.

Чтобы выполнить обещание сериала «Кольца власти» — совершить приключение в далекую историю, действие которой произойдет во всех уголках Второй эпохи (за тысячи лет до того, как Бильбо отважится выйти за пределы Шира), — Макферсон приходится быть первооткрывателем, добирающимся до самых дальних уголков воображения Толкина. Она делает это не глазами, а ушами.

«Нужно ощущение, что зритель отправляется в путешествие, — говорит Макферсон. — У нас есть выдающиеся художники, каждый раз помещающие нас в другой мир, когда мы передвигаемся от культуры к культуре. Нам также нужна эта индивидуальность и в акустическом плане. Сотни сосредоточены на визуальных [элементах], но вот эта маленькая команда сосредоточена на том, чтобы сделать звуковой опыт богатым и разнообразным, своего рода указателем, когда мы перемещаемся с места на место».

«Есть тропы — описания звуков — заданные Толкином. Мы чтим его труд».

Получив образование певицы, Макферсон оттачивала свое мастерство более 12 лет в лондонском театре. Она «попала в Средиземье» через фильмы «Хоббит» после того, как написала письмо, в котором рассказала о своих навыках производственному персоналу, который нуждался в тренерах по диалекту. Что касается «Колец власти», Макферсон не просто повторяет ту же работу. Учитывая место на временной шкале и уголки Средиземья, которые зрители увидят впервые, языки сыграют важную роль в более широкой теме исследования Средиземья.

Это означало, что Макферсон должна была сделать некоторые исследования сама. «Есть тропы — описания звуков — заданные Толкином. Мы чтим его труд, — говорит она. — Мы не отваживаемся уйти так далеко от карты, ведь сам Толкин не предоставил для этого возможности. Но все же у нас есть гибкость, чтобы играться со звуками».

Работа Макферсон в первую очередь заключается в том, чтобы научить актеров сериала жить голосами своих персонажей, будь то новый акцент или изучение строк на гномьем языке. Это легче сказать, чем сделать, когда этим же актерам нужно спасать королевство. «У всех был такой момент: «Я должен бросить нож или пустить стрелу, или сделать какой-нибудь необычный трюк, и я должен свободно говорить по-эльфийски?»

Она описывает свою работу как учитель музыки. «Вы помогаете людям найти ноту. Вы пытаетесь научить ухо и рот воспроизводить звуки, которых раньше не было, — говорит она. — Это очень индивидуальный процесс».

Работа Макферсона также имеет атрибуты археолога и антрополога. Вместе с Tolkien Estate она сохраняет то, что оставил Толкин, и строит то, чего он не сделал. Ведь это Вторая Эпоха. Как и вся команда «Колец власти», Макферсон должна представить себе, как звучало Средиземье за тысячу лет до фильмов Питера Джексона.

«Это иная картина. Культуры поменялись».

«Это иная картина. Культуры поменялись, некоторые не очень сильно. Некоторые из них совершенно новые», — говорит она.

Толкин не упростил задачу, добавляет она. «Толкин никогда не открывал все двери и шкафы в доме. Сам он, осмелюсь сказать, был непоследователен. Он переделывал слово, оно имело одно значение здесь и другое — там. Даже самые развитые формы его творчества не завершены. Он ускользает разными способами. Один раз у меня был диалог об этом с шоураннерами, как будто Толкин терраформировал все с помощью языка».

Но то, что «Кольца власти» «открыли» благодаря работам Макферсон, много говорит о силе языка в мире Толкина. В отличие от нашего реального мира, где диалекты и акценты формируются вокруг регионов, здесь это диктуется культурой.

«Ваш язык и использование вами языка — это форма культурной идентификации, а не региональной, — говорит Макферсон. — Это важно, когда, например, человек говорит по-эльфийски или эльф говорит на квенья. В такие моменты образуется связь на подобие тех, когда вы подстраиваетесь под диалект собеседника и говорите на нем. Это чувство культурной связи и принятия. В таких вещах есть сила».

В первом из пяти запланированных сезонов сериала «Кольца власти» широко используются эльфийский, гномий и оркский языки, в дополнение к английскому, приправленному британской и ирландской палитрой. Однако в зарубежных дубляжах шоу не будет ни одного из фэнтезийных языков; только основная «английская» дорожка позволит зрителям услышать звучание по-толкиновски.

Но даже у англичан в «Кольцах власти» не будет акцента, знакомого зрителям. В то время как использование английского языка является выбором для доступности, Макферсон и команда также стремятся «убедиться, что акцент не будет похож для [аудитории] на говор их бабушки, которая живет двумя кварталами ниже». Например: Харфуты, предки хоббитов, появляются в «Кольцах власти» с «ирландским акцентом», но они не говорят так, как будто выходцы с «определенного района в Дублине».

«Это знакомо, но по-другому», — говорит она. — Это не совсем новый диалект, никогда ранее не слышанный на Земле, но он должен быть другим».

«Это чрезвычайно важно, потому что это было его самой большой страстью».

Подобно тому, как «Кольца власти» расширяют миры Толкина, как никогда прежде, Макферсон расширяет слуховую вселенную величайшего фэнтезийного эпоса в литературе. В конце концов, Толкин начал свою работу над «Властелином колец» с языка. Поэтому для «Колец власти» очень важно, чтобы кто-то вроде Макферсон направлял их.

«Это чрезвычайно важно, потому что это было его самой большой страстью, — заявляет Макферсон про языки Толкина. — Я начала писать в верхней части листа ежедневных звонков [прим. используется в кинопроизводстве, это список того когда, где и с кем ты должен встретиться] во время съемок «Хоббита» много лет назад: «Языки были на первом месте». Он создал языки, а затем мир, чтобы оживить их. Даже в «Сильмариллионе» он говорит о том, что мир был создан с помощью песни. Песня была первой».

Что касается Макферсон, то «Кольца власти» — это открытие нового мира в ее собственном доме.

«Это возвращение к ландшафтам, которые мы раньше не исследовали, — говорит она. — Мы находимся на тех частях карты, которые никогда не видели, для которых сам Толкин предстает в качестве толкователя. Его путешественник не обязательно посещал все эти места. Быть в неизведанной стране — это волнение для любого, в ком есть любовь к исследованиям».

И, возможно, если нам повезет, «Кольца власти» раскроют величайшую тайну саги Толкина: откуда орки знают о ресторанных меню. ( «Похоже, в меню снова мясо, ребята!» )

Со смехом Макферсон говорит: «Как я уже сказала, есть части этого мира, которые нам еще предстоит исследовать. Глубоко под этими парящими горами есть пещеры. Кто знает, что там внизу? И какой у них может быть дресс-код?»

ПРЕМЬЕРА «ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ: КОЛЬЦА ВЛАСТИ» СОСТОИТСЯ 2 СЕНТЯБРЯ НА AMAZON PRIME VIDEO.

Оригинал статьи: inverse.com