Главные студии Голливуда решили вдвое ускорить выход своих фильмов в интернет-прокат, надеясь заработать на онлайне. Режиссеры Джеймс Кэмерон и Питер Джексон уже запротестовали, опасаясь, что зрители откажутся теперь от просмотра картин на большом экране. Россию, где процветает пиратство, новшество пока не затронет.

 Новая система, о которой в понедельник объявили крупнейшие компании Голливуда Warner Bros, Sony, 20th Century Fox и Universal, подразумевает, что фильм идет в кино два с небольшим, а не три месяца, а затем он доступен онлайн в рамках программы Premiere Video. В качестве эксперимента Sony уже предложит пользователям скачать вышедшую 70 дней назад комедию с Адамом Сэндлером и Дженнифер Энистон «Притворись моей женой» (Just Go With It) за 29,99 доллара, передает РИА «Новости».

Ранее в США фильмы можно было показывать в кинотеатрах в течение 120 дней после премьеры, и лишь после этого они поступали в распоряжение легальных интернет-сервисов вроде Netflix. Пользователи получали возможность скачать фильмы с подобных сайтов за 4–5 долларов. 

Представители киностудий считают, что такой шаг правомерен, поскольку 97% своих доходов от кинопоказов они получают именно за два первых месяца проката. Начав зарабатывать на онлайн-продажах, они смогут возместить убытки от сократившихся продаж DVD, а выручку пустить на кинопроизводство.

У кинотеатров другая логика: после первых 30 дней проката условия становятся для них более выгодными. Представители кинотеатральных ассоциаций США опасаются, что многие небольшие залы в маленьких городах вынуждены будут закрыться, лишившись возможности подолгу крутить голливудские хиты. 

В качестве ответной меры кинотеатры грозят наполовину урезать для Warner Bros, Universal, Sony и 20th Century Fox число и частоту демонстрируемых трейлеров либо потребовать от студий перераспределения своей доли в доходах от проката. 

«Мы же не требуем доли от продажи попкорна. Вообще в технологической цепочке кинобизнеса появилось множество элементов, в которых собственно фильм не участвует. Экономика всей индустрии стремительно меняется», – отвечает сотрудник одной из студий, слова которого приводит Financial Times. 

В будущем, по мнению опрошенных Financial Times и Variety экспертов, студии перераспределят рекламные бюджеты и с большей интенсивностью станут задействовать телевидение.

Перемены вызвали резкий протест со стороны режиссеров. «Кинопросмотр – исток всего. Если кинотеатры обеспокоены, то обеспокоен и я. Зачем стимулировать аудиторию к тому, чтобы пропускать самое лучшее и самое важное в фильме?» – сообщил Guardian режиссер Джеймс Кэмерон, создатель самого кассового фильма всех времен и народов «Аватар», породившего нынешний 3D-бум. 

«Принцип проката, при котором относительно рано вводится video-on-demand, может нанести непоправимый ущерб финансовой модели, в рамках которой действует киноиндустрия», – говорится в коллективном заявлении, которое подписали сам Кэмерон, его бывшая жена, актриса Кэтрин Бигелоу, автор самых прибыльных в истории документальных картин Майкл Манн, режиссер «Властелина колец» и «Хоббита» Питер Джексон, снявший трех первых «Пиратов Карибского моря» Гор Вербински, а также создатель «Годзиллы» Роланд Эммерих и придумавший «Назад в будущее» Роберт Земекис.

Для справки: Video on Demand (от англ. «видео по требованию») – система индивидуальной доставки абоненту телевизионных программ или видеофильмов по кабельной сети с мультимедиасервера в контейнерах MPEG, AVI, FLV, MKV, QuickTime. Video on Demand позволяет в любое время заказать фильмы из каталога, при этом часто поддерживаются дополнительные функции, такие как перемотка, пауза и закладки. 

Эксперты указывают на то, что платить 30 долларов за право на пару месяцев раньше увидеть Адама Сэндлера, решится не всякий даже в Штатах. Ведь подождав немного, можно купить DVD за 15 долларов или взять его в прокат за 3–4 доллара.

Студии полагают, что для людей, у которых много свободного времени, video-on-demand не так важно, однако многодетная семья сможет серьезно сэкономить либо на билетах, если дети уже взрослые, либо на няньке, если их еще нельзя взять с собой в зал.

Кроме того, киноиндустрии дали шанс избежать ошибок, которые делала индустрия звукозаписи, отметил британский продюсер Стивен Марголис. По его мнению, создатели фильмов «должны смириться с реальностью и задуматься о нуждах потребителя».

Одну из своих картин – «Без изъяна» (Flawless) с Деми Мур и Майклом Кейном (2007) – Стивен Марголис выпустил в онлайн-прокат раньше, чем в кинотеатры, чтобы узнать мнение зрителей. Он обратил внимание на то, что объем доходов, получаемых от легального скачивания видеоконтента из Интернета, в последнее время очень быстро растет. В одной только Великобритании сумма более чем удвоилась – с 35 млн фунтов стерлингов в 2009 году до 78 млн в 2010 году.

В России пока более развито нелегальное скачивание фильмов, в последнее время также стали появляться сервисы, работающие по принципу video-on-demand. В частности, подобная услуга предоставляется на сайте «Мосфильма». Существуют и специальные порталы – например, now.ru, запущенный холдингом «Газпром-медиа» и ТНТ, omlet.ru, поддержанный МТС, и ivi.ru, принадлежащий компании Digital Access. 

Впрочем, россияне вряд ли согласятся платить по 30 долларов за домашний сеанс. Судя по нынешним тенденциям, видеопиратство будет по-прежнему процветать.
Источник