Адаптация книг Дж. Р. Р. Толкина, созданная Питером Джексоном, поначалу казалась маловероятной. Джексон начал свою карьеру независимым художником, но не по прихоти, а по необходимости. Выросши в Новой Зеландии, он был в тысячах километров от Голливуда. Когда он снимал свои ранние фильмы ужасов «В плохом вкусе», «Живая мертвечина» и «Познакомьтесь с Фиблами», это были похожие друг на друга картины с кровавым месивом, выходившие подряд.

Но эти фильмы привлекли к Джексону и его партнеру Фрэн Уолш достаточно внимания, чтобы на них обратил взор Лос-Анджелес. В 1990-х они разработали продолжение «Кошмара на улице Вязов» и адаптацию культовых комиксов Пола Чедвика «Бетон» , ни один из которых не вышел на экраны. Одним из первых проектов, который принес им немного денег, начался с презентации фильма «Байки из склепа» Роберта Земекиса. Работая над этим сценарием, они серьезно отнеслись к созданию своих фильмов, к выработке своих подходов при съемке.

Позже был фильм «Небесные создания», который вернул Джексона и Уолш в независимое кино. Им удалось добиться этого, получив номинации на премию Оскар за лучший сценарий и положив начало карьерам Кейт Уинслет и Мелани Лински. Для этого они создали свою собственную цифровую компанию WETA для обработки визуальных эффектов и основали WingNut Films специально для разработки проектов, которые обеспечили бы WETA достаточной работой, чтобы быть загруженными по полной. В рамках сделки по распространению ленты «Небесных созданий» в 1994 году продюсер Харви Вайнштейн из Miramax заключил с Джексоном и Уолш контракт, что они сначала предложат свой следующий фильм ему. Позже режиссер расскажет, что сожалеет о сделке, которая дала им немного авансовых денег на разработку, но обязала работать с Вайнштейном.

Как только они начали предлагать проекты Вайнштейну, Земекис наконец-то добрался до сценария Джексона. Он больше не был связан с «Байками из склепа», а превратился в фильм «Страшилы». Без истории о привидениях у нас не было бы «Властелина колец». Джексон не только сам снял фильм в Новой Зеландии со значительно сниженным бюджетом, расширив цифровую команду, которую он изначально собрал для «Небесных созданий», но и пригласил голливудских кинозвезд, которые подготовили фильм для международного рынка. Выбор на главную роль Майкла Дж. Фокса был удачным ходом.

Однако для того, чтобы снять фильм, ему пришлось уговорить Вайнштейна позволить ему отложить начало их контракта на право первого предложения. Вайнштейн дал понять Universal Pictures, студии, финансирующей «Страшил», что он оказывает студии огромную услугу. Продюсер позаботился о том, чтобы Джексон тоже это знал.

Джексон и Уолш начали раздумывать над идеей оригинального фэнтезийного фильма, когда они снимали фильм «Страшилы», предполагая, что именно его они и предложат Вайнштейну. Чем дольше Джексон и Уолш работали, чтобы придумать историю, тем больше они возвращались к Толкину и его огромному влиянию на весь жанр. Они чувствовали, что ненамеренно замахнулись на «Властелина колец» Толкина, как бы сильно их не пугала перспектива работы с монолитным текстом. В конце концов Джексон попросил Вайнштейна выяснить, кому принадлежат права на книги о Средиземье. Продюсер согласился разузнать это. Тем временем он призвал Джексона придумать, как превратить этот материал во что-то, что они смогут снять.

Джексон был предан тому, чтобы мастерская WETA оставалась открытой и работала, а фильмы «Властелин колец» могли бы стать огромным подспорьем для финансирования ее сотрудников. Вайнштейн все время говорил Джексону, что они собираются сделать свою трилогию о Средиземье - идея заключалась в том, чтобы сначала сделать “Хоббита”, а затем адаптировать “Властелин колец” в дилогию, как продолжение, и режиссеру пришлось ему поверить. Это создало огромное давление на него. А тем временем “за кулисами” Вайнштейн изо всех сил пытался заполучить права на книги, принадлежавшие Солу Заенцу.

Как и Вайнштейн, Заенц был известен в кинематографическом сообществе. Он снял всего 10 фильмов, но 5 из них можно было бы назвать шедеврами. Одним из таких шедевров стал анимационный фильм Ральфа Бакши 1978 года “Властелин колец”, но из-за этого проекта у Заенца оказались права на книги (хотя странная сделка с участием United Artists предоставило ему лишь частичное владение правами на “Хоббита”). Когда позвонил Харви Вайнштейн, Заенц не был заинтересован в работе с ним после их недавнего опыта совместной работы над “Английским пациентом”, и на заключение сделки ушло больше года. Вайнштейн чувствовал то же самое, и частью того, что усложняло ситуацию, было его настойчивое требование запретить Заенцу по контракту участвовать в процессе разработки.

Между тем, Universal были настолько довольны тем, как продвигались «Страшилы» во время производства, что руководители спросили Джексона, хочет ли он сделать проект своей мечты: римейк “Кинг-Конга”. Из компании “20-й Век Фокс” также позвонили ему, чтобы узнать, не хочет ли он запустить давно вынашиваемую перезагрузку «Планеты обезьян». Чем дольше Вайнштейн пытался убедить Заенца, тем труднее было Джексону отказаться от других предложений. Наконец-то он дошел до предела и сказал Universal, что его следующим фильмом будет «Кинг-Конг».

Харви, как и ожидалось, сошел с ума. Ходит слух, что он устроил эпическую истерику, которая закончилась тем, что Miramax совместно продюсировали “Кинг-Конга” с Universal, и ему каким-то образом отдали сценарий Тома Стоппарда «Влюбленный Шекспир», который он жаждал годами. Так или иначе Universal получили то, что хотели. Студия заперла в студии Джексона, который должен был сделать продолжение  хита, для этого премьера «Страшил» была отложена на более удобную дату выхода в июле. Харви также получил то, что хотел. Джексон в свою очередь согласился снять своего «Властелина колец» в виде двух фильмов, как только он освободится, поэтому Харви вдобавок стал владельцем еще двух фильмов.

А летом 1996 года вышли “Страшилы”.

Universal при всем желании не смогли бы вытащить из Джексона “Кинг-Конга” быстрее. Вся компания Джексона была полностью сосредоточена на том, чтобы воплотить в жизнь любимого жителя Острова Черепа и всех его приятелей-динозавров, когда “Страшилы” провалились в прокате, собрав всего 16 миллионов долларов в Соединенных Штатах. Однако Universal не были заинтересованы в том, чтобы тратить впустую еще деньги, и резко остановили производство. Тем самым они загнали Джексона в угол, ведь Харви был готов и ждал его. Вся энергия и энтузиазм были немедленно перенаправлены на “Властелина колец” из-за необходимости, а также страсти режиссера к нему. И пока художественные отделы работали над выяснением того, как будет выглядеть мир, Джексон и Уолш взялись за то, чего они больше всего боялись во всем процессе: выяснение того, как по-настоящему адаптировать книги к фильмам.

Питер и Фрэн остановились на структуре из двух фильмов еще до того, как им разъяснили ситуацию с правами. Поэтому, когда они готовили свой первый сценарий для Miramax, они опирались на более компактную структуру, потому что это то, на что они согласились изначально. Также это было и экономическое решение, так как Вайнштейн рассчитывал потратить не более 75 млн. долларов на дилогию.

Работая с новозеландским драматургом Стивеном Синклером, Джексон и Уолш создали два сценария: «Братство кольца» и «Война кольца». И в течение трех встреч и 18 месяцев они осознали, что никогда и ни при каких обстоятельствах не собираются снимать эти фильмы с Харви Вайнштейном.

Для Харви Вайнштейна и его брата/делового партнера Боба «Властелин колец» был средством сделать Питера Джексона счастливым, но в определенных пределах. Они не понимали Толкина и не верили в материал. Они увидели в этом лишь возможность за определенную плату остаться в бизнесе Питера Джексона. Чего же они никогда не говорили ему, пока полтора года велись разработки сценария, так это того, что они могли снять фильмы, потратив только 75 млн. долларов или меньше из-за условий их финансового соглашения с материнской компанией Disney.

Сценарий попал в руки одного из авторов сайта Ain't It Cool. Это было на заре «киноинета», и в то время студии считали, что разговоры о кино на таком сайте имели большое значение. Они все еще пытались понять, что такое Интернет в тот момент и как использовать всю эту энергию, которую они видели в Интернете. Некоторые режиссеры сразу просекли фишку, в то время как другие продолжали смотрели на все с подозрением. Питер Джексон к тому моменту уже имел некоторые контакты с Ain't It Cool, и было много людей из WingNut и WETA, которые тоже обращались к ресурсу. Им казалось, что они создают что-то великое, поэтому они беспокоились, что не смогут найти студию, готовую взяться за дело. Поэтому было принято решение передать сценарии в Ain't It Cool таким образом, чтобы позже не было ясно от кого произошла “утечка”. Материалы не были предоставлены кем-то, и никто никогда официально не просил ресурс убрать их. Однако автор с ресурса Ain't It Cool смог повлиять своей рецензией, опубликованной на ресурсе, на студию New Line, когда та пыталась принять решение.

Эта рецензия на сценарий стала второй частью тщательно скоординированной операции. В тот момент Ain't It Cool была полезной платформой для кинематографистов, которые пытались убедить руководителей студий в том, что существует аудитория для того или иного фильма.

Но как выглядела версия из двух фильмов? Она была очень похожа на будущую трилогию. Филиппа Бойенс была указана как редактор сценария в документе под кодовым названием «Джамбори» (Jamboree). (К тому времени, как все перешло в New Line Cinema, студию, которая в конечном итоге сделала трилогию, Синклер уже ушел, а Бойенс стала полноценным соавтором фильмов.) В эти ранние черновики удалось встроить большинство основных эпизодов, но туда не поместилось раскрытие персонажей, что делает трилогию такой особенной. Это было больше похоже на просмотр фильмов в ускоренном воспроизведении, все было очень сжато. Были идеи, позже воплощенные в трилогии, которые существовали в ранней форме (например, повествование Галадриэль в начале “Братства кольца” в раннем сценарии должно было рассказываться в несколько иной форме Фродо), а первый фильм оканчивался встречей Сэма, Фродо и Голлума с Назгулами на Эмин Муиле.

Но основа для версии Джексона уже была на месте, и эта версия с двумя фильмами уже вкладывала смысл, что Сэмвайз Гэмджи был главным героем всей истории, на чьем путешествии в конечном итоге акцентируется внимание. В этих черновиках было больше пения, дорожных песен, которые казалось были прямо взяты из текста Толкина, но все было поставлено в виде клипа. Не было времени, чтобы по-настоящему насладиться Широм, не было места для персонажей Пиппина и Мерри, чтобы они появились на экране, и тем более не было текстуры Средиземья. Было мало эльфов. Любовь Арвен и Арагорна была показана мимолетным признанием. Но главным героем, который выиграл от расширения до трех фильмов, был Голлум, который прошел путь от эпизодической роли до полностью реализованного персонажа. Больше всего по версии из двух фильмов казалось, что каждый выбор в сценарии был связан с попыткой превратить фильмы в традиционные блокбастеры за счет насыщенной истории и поэзии, которые определяют творчество Толкина.

В конце концов Вайнштейны начали просить об изменениях, которые Джексон и Уолш уже не могли принять. Переломный момент наступил, когда они попросили Джексона объединить всё в один четырехчасовой фильм. Когда он отказался, они выставили “Властелина колец” на продажу, и у Джексона развязались руки, так как фильм теперь мог перейти к любой киностудии, которая была готова заплатить Miramax все, что они уже потратили, а также сверх того, чтобы удовлетворить потребности Харви. Такая сделка обычно мирный процесс, но в случае с Харви она была карательным инструментом. Он был зол на Джексона и Уолш за то, что они не отнеслись к нему так, как он того хотел. Он был зол на них за то, что они принимали другие предложения. В общем, Харви видел себя их путеводителем в Голливуд, и его обидело, что к нему так не относились. Miramax сделала пакет на продажу дорогостоящим, и они дали понять, что по-прежнему будут задействованы в качестве исполнительных продюсеров, чему будут рады немногие другие студии. Когда WETA провела свои подсчеты для создания дилогии, самый минимум, который они смогли увидеть, составлял 150 миллионов долларов.

Боб Шэй и Майкл Де Лука из New Line Cinema решили прочитать те же самые сценарии и попросить все наработки и многое другое. Они сделали ставку на сам мир, и их позиция с самого начала была противоположной Харви. Они признали, что эти фильмы были путешествием и что путешествию нужно было пространство, чтобы дышать. Их поразил огромный мир, который предлагали сценарии, и когда они задавали вопросы, большая часть того, о чем они спрашивали, было из материалов, которыми Джексон и Уолш должны были пожертвовать, чтобы угодить Вайнштейну. Бобу Шей понравилось работать с Джексоном над предложенным фильмом «Кошмар на улице Вязов», и одна из причин, по которой они его не сняли, заключалась в том, что видение Джексона было слишком дорогим для киностудии. На этот раз они были склонны к тратам. Они пытались перейти на другой уровень в качестве студии, и решимость Джексона пришлась им как раз на руку.

Мало того, что Шэй и Де Лука сказали, что они готовы посвятить себя всему путешествию, но они также хотели сделать это правильно. Они сразу же взяли на себя обязательство снять три фильма, попросив Джексона и Уолша не только вернуть все, что они уже сделали, но и расширить фильм, используя всю проделанную ими работу, чтобы по-настоящему оживить мир. Они разрешили Джексону, Уолш и Бойенс мечтать еще больше. 

В это время на Ain't It Cool шла дискуссия о том, что студиям нужно тратить свои деньги на такие фильмы, чтобы удовлетворить потребности фанатов, но для руководителей студии от таких решений зависели целые состояния. New Line была единственной студией, достаточно сообразительной, чтобы посмотреть на всю цифровую работу, которую WETA проделала к тому моменту, на все фильмы, которые сделал Джексон, и на то, как он их создавал, а также на эти два сценария, чтобы сложить это все воедино, и в конечном итоге подарить миру один из самых масштабных фильмов в истории кинематографа.

Когда у Джексона в конце концов появился шанс вернуться в “Кинг-Конга”, он выбросил все наброски сценария, которые он изначально написал. С “Властелином колец” процесс переделки был скорее эволюционным. У них была структура, но с ускоренным повествованием. Работая с Бойенс, для которой Толкин всю жизнь был супергероем, они вернулись к началу процесса и рассмотрели каждого персонажа, каждую сцену. Монолог Галадриэль во вступительной части, которая окунула нас в историю Средиземья, - одна из самых замечательных сцен описания мира в истории кино, но ее не было в сценариях этих двух фильмов. Что еще более важно, расширение сценария до трех фильмов дал трио возможность показать полную арку Смеагола, эволюционировавшего от хоббита к монстру, превращенного Кольцом, а затем в нечто чуть более симпатичное. Энты были еще одним важным дополнением к расширению, как и большая часть роли Сарумана.

Однако без этих начальных сценариев и того, что Джексон и Уолш узнали, пока пытались сжать все, неясно, стали бы они столь же проворными с материалом. 

А затем была фееричная победа на Оскаре, которая дала Питеру Джексону возможность выпустить режиссерскую версию трилогии. Но о том, как им удалось выиграть 11 оскаров, мы расскажем в другой статье.

Оригинал статьи опубликован на https://www.polygon.com/lord-of-the-rings/22283921/peter-jackson-movies-lotr-alternate-versions-weinstein

Перевод сайта Tolkienists.Ru.