Источник: Журнал Guardian. Перевод сайта Tolkienists.Ru

 

Саймон Толкин, внук Толкина. Фотография: Граэма Робертсона для журнала "Guardian"

Написав "Хоббита", "Историю Средиземья" и "Властелина колец" Толкин стал одним из самых известных и успешных писателей в истории. Но, тем не менее, его внук Саймон Толкин рассказал, что дед, по его мнению, считал себя нереализованным.

Работы Толкина конечно же пользовались успехом: к моменту его смерти "Хоббит" и "Властелин колец" были бестселлерами. Как говорит Саймон, проблема была в том, что та огромная картина, которую Толкин хотел показать миру – все отдаленные районы, среди которых "Хоббит" и "Властелин колец" были лишь маленькой частью, - оказалась непригодной для публикации. "Он создал это громадное произведение, охватывающее всё: от истории богов до истории людей, которое он назвал Сильмариллион. Это была его самая великая работа, но она не смогла увидеть свет, несмотря на все его попытки добиться публикации".

"К тому времени, когда я узнал его, ему было за 70. И мне казалось, что, с точки зрения творчества, он был несчастен. Работа, которой он посвятил свою жизнь, оказалась за бортом, и понимание этого огорчало его. Он знал, что ему уже было поздно публиковать его в то время", - говорит внук Толкина.

Эта задача упала на плечи отца Саймона, Кристофера, который внимательно изучил рукописи и заметки писателя. За два десятилетия после смерти Толкина он опубликовал "Сильмариллион", "Неоконченные сказания" и "Историю Средиземья".

"Большая заслуга отца в том, что он взялся за это масштабное задание, - рассказывает Саймон. – Я помню, как к нему домой доставляли целые коробки бумаг, и никто даже не сомневался в том, за какой огромный объем работы он взялся".

"Мой дед работал над своим проектом примерно 30 лет. Он начал ее, сидя в окопах в 1916 году. И хотя это очень грустно, что ко времени ее публикации он уже умер, но все же люди, желающие понять "Средиземье", мир "Властелина колец" и "Хоббита" получили такую возможность".

 Похвалы Саймона в адрес отца - это резкий поворот в их отношениях. Всего лишь несколько лет тому назад они поссорилиь с Кристофером из-за планов Питера Джексона создать фильмы "Властелина колец". Толкин продал права  на произведения "Властелин колец" и "Хоббит"  в 1968 году  за 10 тысяч фунтов стерлингов, чтобы оплатить налоги, а Кристофер Толкин был недоволен, что семья не играет никакой роли в фильмах, и не получает от них никакой финансовой выручки. 

В то время многие писали об этой семейной ссоре, но Саймон старается все сгладить. Похоже, что они урегулировали с Кристофером свои разногласия (он даже посвятил своему отцу новую книгу). К тому же, разногласия между семьей Толкинов и кинокомпанией были улажены несколько лет назад, и это дало зеленый свет для съемок  фильмов "Хоббит", первый из которых выйдет в прокат в декабре. "Между отцами и сыновьями всякое случается", - это все, что сказал Саймон на данную тему.

"Теперь я вижу отца довольно часто, если еще взять в счет, что он живет во Франции, а я в Калифорнии". 

По мнению Саймона, проблема с фильмами заключалась не в том, как в них представлены произведения его деда (хотя он считает, что первый фильм трилогии "Властелин Колец" был лучше остальных), а в том, что из-за них средства массовой информации сделали семью Толкинов мега-знаменитостями.

"Когда я был маленький, люди читали книги моего деда, но это не было решающим фактором для нашей семьи, - говорит он. - Все изменилось после выходов фильмов. Они стали огромным мировым хитом. И куда бы мы ни поехал, имя Толкина что-нибудь да значило".

Это повлияло на жену Саймона Трейси и на их 22-летнего сына Николаса. Трейси говорит, что сына дразнили в школе, прозвав "хоббитом", когда слава прадеда стала всемирной. Однако Саймон сказал, что не беспокоится насчет своей 10-летней дочери Анны из-а скорого выхода нового фильма. "Она очень гордится, что является родственницей Дж. Р. Р. Толкина, тем более, что в Америке, где проходит ее детство, люди чувствуют себя намного комфортнее, когда у них есть знаменитые родственники", - сообщил он. 

Для Саймона слава Толкина долгое время означала то, что он чувствовал себя "всего лишь внуком". Он учился в Оксфорде, где его дед был профессором английского языка и литературы, а отец работал в Нью-Колледже. Саймон стал адвокатом, несмотря на то, что хотел быть писателем. "Быть внуком Толкина сложно – это мешало мне писать. Я обнаружил, что было затруднительным быть внуком такого гения; я думал, что не смогу сделать ничего значимого в литературе, потому что мне было далеко до него".

Саймон недавно опубликовал свой третий роман - триллер, где действие происходит в годы Второй мировой войны, что очень отличается от фантастического мира Средиземья. В детстве Саймон был очень близок с дедушкой и бабушкой. 

"Я был единственным ребенком, а мои родители развелись, когда мне было пять лет. Я жил с мамой в небольшом селе неподалеку от Оксфорда, и проводил много времени с моими дедушкой и бабушкой. А потом, когда дед ушел на пенсию, и они переехали в Борнмут, я ездил к ним туда в гости".

"Мой дед был очень усердным человеком, очень любящим, и мы вместе провели очень много радостных часов. У меня были старшие двоюродные братья и сестры, и младшие брат и сестра по отцу, но мой возраст позволял мне самостоятельно ездить к дедушке с бабушкой на поезде". 

Впервые Саймон попытался заняться писательской деятельностью лишь 13 лет назад, когда ему было 40 лет. Говоря с иронией, он сообщил, что также пытался избавиться от клейма внука Толкина, но его фамилия открывала ему двери кабинетов литературных агентов и издателей. "Они были бы счастливы, если бы я писал в жанре фэнтези, потому что продавать книги с фамилией Толкин гораздо легче. Но я хотел писать триллеры". 

Он рассказал, что произведения деда вдохновили его на создание своих собственных сюжетов, и что творческий ум Дж.Р.Р. Толкина должен был помочь ему в создании собственных произведений.

"Я даже не помню, как он читал мне, хотя сам я прочитал и "Хоббита", и "Властелина колец" в довольно юном возрасте, и полюбил их, - рассказывает Саймон. – Я вечно расспрашивал его о сюжетах, которые были вне книг. Дед был очень терпелив, и он объяснял мне, что маги и драконы, о которых он писал, еще замышляли, и что еще происходило в их мире". 

"От других писателей фэнтези деда отличала реальность его мира. Он рассказывал, что изобретал языки перед написанием произведений, так что он действительно создавал новые миры с самого основания".