Источник: theonering.net. Перевел Андрей Лаврентьев для сайта Tolkienists.Ru

Девять абсурдных идей «Хоббита» и «Властелина колец» (которые были актуальны или рассматривались). Автор: Дж. В. Браун.

Томас Эдисон однажды сказал, что по-настоящему полностью раскрыть свой потенциал можно, только если рассмотреть все идеи, чтобы выбросить бедные и развить стоящие.  (На самом деле я это просто выдумал. Но такова традиция интернета: приписывать собственные высказывания известным людям, чтобы придать вашим мыслям авторитетность и уважение. Кстати,  я  упоминал, что Толкин собирается купить мою книгу?)

Дело в том, что иногда бывают идеи, которые кажутся сумасшедшими, но на самом деле они работают: Dippin' Dots (шарики мороженого, замороженные с помощью жидкого азота – прим. переводчика) или «Кабельщик» (комедия с Джимом Керри – прим. переводчика) оказались успешны. Но бывают случаи, когда абсурдные идеи действительно абсурдны.

1. Идея: великий маг Блатордин помогает гному Гэндальфу, используя карту Фимбалфами найти Смауга в «Хоббите». Позже Одо, Фродо, Мармадьюк спрашивают Бинго, могут ли они присоединиться к его приключениям во «Властелине колец».

Кто думал об этом: Дж. Р. Р. Толкин.

Если вышесказанное кажется вам странным, не волнуйтесь. Просто Толкин записывал все идеи, прежде чем пришёл к последней, опубликованной версии. Надо сказать, что он не создавал имена сразу же такими, какими мы их видим. Первоначально Гэндальфа звали Бладортин (это имя до сих пор появляется в «Хоббите» в виде брошенного невзначай замечания, то, что называется «для внутренней информации»), а Торина – Гэндальф. В ранних черновиках  «Властелина колец» Фродо был Бинго Болджер-Бэггинсом, Пиппин – Одо (более-менее приемлемое имя), а Мерри – Мармадьюк (Ну, это лучше, чем «Ларри кабельщик»). А Арагорн? Он жил под прозвищем Троттер, прежде чем раскрыть своё настоящее имя – Перегрин Боффин.

В ближайшие дни мы собираемся выяснить, действительно ли Кристофера Толкина вначале звали Schnoodledoodle (порода собак – прим. переводчика), пока Дж. Р.Р. Толкин не пересмотрел имена своих детей и не поменял их несколько раз.

2. Идея: Единое Кольцо с Бриллиантом

Кто думал об этом: Ренкин/Бэсс

 
«Какая удача! Обручальное кольцо в этой на удивление светлой пещере!»

Толкин был замечательно последователен в своих мыслях относительно того, как выглядит Единое Кольцо. Это простое гладкое кольцо,  ничем не примечательное, кроме надписи, которая появляется, если его нагреть. Проще простого для кинематографистов, неправда ли? Ну, не для Ренкина и Бесса. Эта компания потратила три миллиона долларов на мультипликационную версию «Хоббита», созданную для телевидения в 1977 году. В их оригинальной художественной концепции кольцо не такое уж простое и гладкое. Всё дело в бриллианте размером с Лихолесье, который стоит явно больше, чем весь бюджет мультфильма, в котором он появляется. К счастью, в вышедшей на экраны версии алмаз не появляется, хотя (как раз из-за  неразберихи с пуристами) кольцо всё же имеет свой собственный дизайн. (По крайней мере от алмазов мы избавлены. Голлум спрашивает: «Что за кольцо в его карманцах? Или оно просто радо видеть нас, моя прелесть?»).

3. Идея: Горбун из Лихолесья

Кто думал об этом: WetaWorkshop

Идёте вы по Лихолесью и видите приближающуюся тёмную фигуру. Вначале вы пугаетесь, думая, что это дикое животное, но потом понимаете, что всё ещё хуже: это скрюченное человекоподобное существо, горбун, который так сгибается, что идёт почти на четвереньках.

Расслабьтесь, это просто Радагаст. Или по крайней мере он был таким в задумке Пола Тобина из WetaWorkshop. Для «Хоббита» Питера Джексона Тобин разработал идею горбуна Радагаста, но потом концепция была заброшена, и герой получил его теперешний вид. Я могу только представить облегчение Сильвестра Маккоя…пока он не узнал о птичьем помёте в волосах.

4. Идея: «Властелин колец» представлен в виде воспоминаний Мерри, когда они с Пиппином пытаются убедить Древоброда спасти Средиземье.
Кто думал об этом: Крис Конклинг

«Хммм…А вы уверены, что следует рассказывать мне всё про Фродо и Кольцо?»

Бедный Крис Конклинг  чувствовал себя не в своей тарелке, когда в  двадцать с небольшим лет его выбрали, чтобы написать сценарий для мультфильма Ральфа Бакши «Властелин колец». Это был первый и последний фильм проекта, и пока он пытался сделать свой лучший кадр (образно говоря, поскольку он предложил шесть разных по композиции историй), в конечном счёте его заменили на сценариста Питера Бигла. (Да, тот самый Питер Бигл, американский писатель, прославившийся романом «Последний Единорог» - прим. переводчика).

Идея Кинклинга показать большую часть истории как воспоминание в Фангорне делала повествование громоздким (и вызывала многие логические проблемы), поэтому Бигль бросил её и придумал рассказать в прологе фильма историю кольца, что должно было стать хорошим началом для «Властелина колец». Интересно, что он был не последним человеком по имени Питер, кому пришла эта мысль.

5. Идея: Странник (Бродяжник) - это… Бильбо?
Кто думал об этом: Дж. Р.Р. Толкин

В отличие от Джорджа Лукаса (предположительно), создателей сериала "Остаться в живых” (предположительно), и Бога (предположительно), Толкин никогда не планировал всё. Возьмём, например, Бродяжника. Вначале, как мы уже знаем, Толкин назвал его Троттером, однако он и понятия не имел,  кто этот парень, когда персонаж появляется в Бри. Но ему показалась отличной идея, чтобы таинственный незнакомец появился и предложил помощь. Тогда он придумал увлекательную историю: а что, если Троттер в конечном счёте окажется никем иным, как Бильбо Беггинсом? Бильбо, искусно изменивший внешность и надевший деревянные башмаки, которые цокают при ходьбе, доведёт Фродо до Ривенделла, где и покажет, кто он на самом деле.
«Сюрприз, Фродо! Это твой дядя Бильбо!»

Теперь вам, наверное, интересно, несколько вещей. Зачем Бильбо скрывает от Фродо, кто он? И почему Фродо не узнаёт его? И что за идея с деревянными башмаками? Толкин тоже столкнулся с этими вопросами, поэтому и перешёл к плану Б: Троттер становится давно потерявшимся родственником Бильбо, который носил деревянные башмаки. Не удовлетворившись этим, Толкин продолжил работать над персонажем, думал даже о деревянной ноге-протезе, пока не оставил эту идею окончательно и не создал того Бродяжника, которого мы знаем и любим.

6. Идея: Гэндальф заставляет Гимли вырыть яму и проползти через неё, после чего жестоко избивает.

Кто думал об этом: Джон Бурман

В 1970 году Джон Бурман написал сценарий для фильма«Властелин Колец» для студии United Artists. Он включал в себя сексуальные отношения между Фродо и Галадриэль, а  также сцену, где Фродо укладывают обнажённым на прозрачный стол перед огромным амфитеатром с поющими эльфами. Но самой интересной является сцена похорон и избиения Гимли.  Идея Бурмана состояла в том, что перед западными вратами Мории Гэндальф проведёт Гимли через примитивный ритуал перерождения. Вначале Гэндальф заставляет Гимли вырыть яму и ползти через неё, а потом хватает его, заворачивает в плащ и жестоко бьёт, насмехаясь. И так, пока гном не вспомнит древний язык своих предков и не скажет пароль, открывающий Врата Дурина.

Истинные поклонники Толкина смотрят фильм в интерпретации Бурмана

Позже Бурман размышлял о сценарии в своей автобиографии: «У нас был сценарий, который, как мы чувствовали, был свежим для кинематографа, и отвечал духу Толкина, духу, которым мы пропитались, и который лелеяли в течении этих месяцев. Это были замечательные времена».

К сожалению, к тому времени, когда сценарий был завершён, появился новый руководитель у ствдии United Artists, который не был заинтересован в Толкине, и «Властелин колец» Бурмана так и не был реализован.

7. Идея: Эовин решает на какое-то время оторваться от рождения детей, чтобы убить нескольких орков.

Кто думал об этом: Питер Джексон

Кажется, когда Питер Джексон и его команда писали сценарий, местам он казался им скучным, и тогда они придумывали атаку орков. Например, из первого фильма были вырезаны сцены нападения орков на Братство по пути в Лориэн, а также когда Братство спускается по Андуину (хотя это есть в книге и, вероятно, здорово смотрелось бы в фильме), а также нападение в конце фильма на Фродо и Сэма, когда те готовы отправиться своим, отдельным от других путём. (Всё это действительно было снято, кроме сцены катания на лодках, а  до этого можно было показать, как река поднимается и размывается вдали). Кажется, в «Двух Башнях» нет никакой необходимости добавлять атаки орков: и так, есть десятитысячное войско, так что столкновения и битвы будут в любом случае. Но Джексон хотел устроить атаку орков во время атаки орков. Идея была в том, что во время битвы в Хельмовой Пади несколько орков-мародёров прорывают оборону и попадают в Сверкающие Пещеры только для того, чтобы сразиться с Эовин, которая только что помогла Морвен родить Фреда и Эотейн (брата с сестрой). 

К счастью, мы избавились от этой акушерки, последовательно становящейся героем, когда сцены были порезаны в монтажной комнате. Таким образом, мы не видим и сцену размышлений короля Теодена, когда после битвы он держит ребёнка на вытянутых руках:

«Подумать только, когда мужчины проливали кровь на поле брани, это чудо встречало свой первый день, как первый луч солнца свежим весенним утром».

(Да, кстати, эта речь никак не могла появиться в  фильме, поскольку я сам только что её придумал).

8. Идея: У Боромира была маленькая сестра Эовин.
Кто думал об этом: Miramax

«Я не уверен, что мне нравится то, что происходит».

Вернёмся назад, втёмные века – а именно в  1990: Питер Джексон готовит «Властелин колец» в двух фильмах для студии Miramax.Чтобы быть справедливыми, нужно отметить, что никто, кроме Джексона, этим не занимался. Его история была наполнена персонажами и сюжетами, которые не представляли интереса и не имели смысла. Но Джексон смотрел на свои ранние проекты в качестве отправной точки, любил переписывать сценарий снова и снова, придавая персонажам больше глубины, а элементам сюжета больше смысла. (На  самом деле эта его философия продолжалась до монтажной комнаты). Miramax, с другой стороны, с радостью взяли бы бензопилу и вырезали всё пустословие и излишества. В конце концов, это ударило по фанатам: студия решила, что два фильма – это слишком дорого, и стала требовать от Джексона сократить сценарий до одного. Они даже написали ему, что конкретно нужно сделать. Их идеи : сократить большую часть событий в Мории, всю Хельмову Падь, объединить Рохан и Гондор в одно королевство под правление персонажа, в котором объединились бы Теоден и Денетор (возможно, играл бы Бернард Джон Нобл?), Боромир останется, но роль Эомера будет вырезана, а Фарамир и Эовин будут объединены в одном персонаже – маленькой сестрёнке Боромира. (Внезапно старый сценарий Бурмана кажется не таким уж и плохим, правда?). К счастью, NewLineCinemа приобрела у Miramax проект и  теперь мы, фанаты Толкина, будем говорить нефанатам пропустить экшн и посмотреть вместо этого мультипликационную адаптацию.

9. Идея: Сэм на Роковой Горе берёт Единое Кольцо себе.

Кто думал об этом: Мортон Грейди Циммерман

Мортон Циммерман и некоторые соавторы были заинтересованы, чтобы сделать фильм «Властелин Колец»  ещё в 1950-х годах, когда книги только были написаны. Как и у Бурмана, у Циммермана были свои идеи: например, он развивал линию Балрога, а Гендальф обращал Кольценосцев в камень. Но наиболее примечательная его идея такова: Сэм оставляет Фродо и отправляется искать свой собственный путь. В истории Циммермана, после того, как Фродо ужалила Шелоб, Сэм берёт кольцо и сам идёт к Роковой Горе. (Можно обсуждать устранение посредника). Но как только он собирается уничтожить кольцо, на него нападает Фродо, который, в свою очередь, подвергается нападению Голлума. Толкин нашёл сценарий "поспешным, нечувствительным и дерзким", и адаптация Циммермана была обречена на смерть.

Итак, что всё это значит? Есть ли что-то плохое в придумывании дурацких идей? Конечно, нет. Как заметил однажды Питер Джексон, «в любом творчестве важно рассмотреть все возможности,  только тогда вы поймёте, что действительно является лучшим вариантом.»

И кстати, эту цитату тоже я только что придумал. Но настроение-то верное!
Дж. В.  Браун является исследователем Толкина и автором «Властелина Фильмов», опубликованным ECW Пресс в 2009 году.