Трогательная статья Питера Джексона, режиссера «Властелина колец» и «Хоббита», посвященная смерти Йена Хольма. Оригинал: Facebook
Мне очень грустно в связи с кончиной сэра Йена Хольма.
Йен был таким восхитительным, щедрым человеком. Тихим, но развязным, с очаровывающим блеском в глазах.
Еще в начале 2000 года, прежде чем мы начали снимать наши сцены с Бильбо для «Братства кольца», я нервничал из-за работы с таким уважаемым актером, но он сразу же успокоил меня. Стоя в Бэг-Энде в первый день, перед тем как начались съемки, он отвел меня в сторону и сказал, что будет пробовать разные приемы в каждом дубле, что мне не следует беспокоиться. Если после пяти или шести попыток он не выдавал то, что мне требовалось, в таком случае я непременно должен был дать ему конкретное указание.
Именно так мы работали. И его невероятно разнообразные интонации и игра были просто замечательными. Ему крайне редко нужно было давать указания. Он предоставил нам удивительное разнообразие сцен на выбор для монтажа.
Мы провели очень приятные четыре недели, снимая первые 30 минут Братства.
В тот день, когда мы снимали Бильбо, рассказывающего о своих ранних приключениях аудитории трехлетних и четырехлетних детей, которые сидят, скрестив ноги, на его дне рождения, то мы начали со съемок Йена, рассказывающего эту историю. Но нам также нужно было снять и детей, реагирующих на различные драматические моменты рассказа, а маленьким детям очень быстро становилось скучно, и мы с Йеном вскоре поняли, что они не могут слушать одну и ту же историю снова и снова, пока мы снимали сцену с различных ракурсов, которые нам были нужны.
Я предложил, что для привлечения внимания детей, он должен делать рассказ особенным в каждом дубле, добавляя дополнительные фрагменты, придумывая вещи, при условии, что он не отклонится от той сути, которая была в сценарии. Я сказал ему, чтобы он не волновался, и что я справлюсь в монтажной.
В то же время нам нужно было, чтобы дети оставались на месте, пока мы быстро перемещали камеры с одного места на другое. На съемочной площадке «быстро» означает 15–20 минут. Итак, пока это происходило, а камеры не работали, я шепнул Йену, что ему придется развлекать их. Я услужливо предложил, что он мог бы «рассказать им другие истории между дублями». Именно так он и поступил. Через пару часов мы сняли все, что нам было нужно.
Когда детей увели со съемочной площадки, а команда перешла к съемкам другого эпизода, Йен сказал, что он никогда не работал так усердно в своей жизни!
Спустя десятилетие мы надеялись, что Йен снова сыграет Бильбо в первых сценах «Хоббита». Фрэн и я обедали с Йеном и его женой Софи в Лондоне, и он сказал нам, что ему очень жаль, но он не может это сделать. В дополнение к нашему потрясению, он признался, что ему поставили диагноз болезнь Паркинсона, и он больше не может запомнить ни слова. Ему было трудно ходить, и, конечно, он не мог поехать в Новую Зеландию. Никогда не разглашая о себе ничего лишнего, он сказал нам, что ушел на пенсию, но не объявлял об этом.
Это был удар, потому что мы придумали отличный способ сделать переход от Йена в роли старого Бильбо к Мартину Фриману в роли молодого Бильбо. Я описал это ему, и ему понравилось. Я также рассказал о моих матери и дяде, которые на протяжении многих лет страдали от болезни Паркинсона, и я был очень хорошо знаком с последствиями этой болезни.
В этот момент наш ужин, запланированный нами под описание новых сцен, которые мы хотели, чтобы он сыграл, а Йеном, запланированный под объяснения, почему он не сможет этого сделать, внезапно превратился в мозговой штурм, где Йен, Софи, Фрэн и я пытались придумать, как организовать съемки, чтобы Йен все же сыграл Бильбо в последний раз.
Мы снимаем фильмы в Новой Зеландии, но что, если мы, скажем, приедем в Лондон и снимем его сцены где-то рядом с домом?
К концу обеда он медленно кивнул и сказал: «Да, я думаю, что смогу сделать это». Но я знал, что он делал это только ради меня, а я держал его за руки и благодарил со слезами на глазах.
Мы начали сниматься в Новой Зеландии вместе с Мартином Фриманом в роли нашего молодого Бильбо. Мартин безмерно восхищался Йеном Хольмом, но никогда не встречал его. Тем не менее, Мартин великодушно согласился использовать протезную косметику, чтобы заменить сэра Йена Хольма в образе «старого Бильбо» в некоторых общих планах в Новой Зеландии, в которых мы нуждались, и он очень хорошо уловил его манеры.
Пару месяцев спустя мы вернулись в Лондон, взяв с собой наш Бэг-Энд, и, как и обещали, провели съемки с Йеном небольшой командой. Любимая жена Йена Софи каждый день была рядом с ним, помогая ему и нам.
За четыре дня мы сняли все, что нам было нужно. Элайджа Вуд и Йен снова стали друзьями по «Властелину колец». И Элайджа каждый день был на съемочной площадке в Лондоне, оказывая Йену дополнительную поддержку.
Я надеюсь, что в готовом фильме зрители видят, как Йен Хольм снова снимается в роли Бильбо. Но то, что я испытал на съемочной площадке, это момент, когда замечательный актер выступал со своим последним спектаклем. Это было невероятно смело с его стороны, и очень эмоционально для тех, кто был свидетелем этого.
Мы всегда будем чрезвычайно благодарны Йену за это. В то время, когда мы были вместе, мы с Фрэн очень полюбили его, и нам очень понравилось его общество.
Чтобы отпраздновать окончание съемок, Йен и Софи пригласили Фрэн и меня на ужин к себе в дом. Это была прекрасная ночь, наполненная смехом и весельем. Йен и я поняли, что у нас у обоих был сильный взаимный интерес к Наполеону, мы болтали о нем часами.
Год спустя, когда в Лондоне состоялась премьера первого фильма трилогии «Хоббит», Мартин Фриман, слегка пораженный обществом «звезд», наконец-то встретился с Йеном Хольмом.
Наблюдения за игрой Йена Хольма научили меня многому - Йен оставался самим собой, и это каким-то образом работало. Для меня было большой честью работать с ним и счастьем знать его.
Мне всегда очень нравилась сцена Йена в финальной части «Возвращения короля».
«Пожалуй, я не прочь совершить еще одно путешествие».
Прощай, дорогой Бильбо. В добрый путь, дорогой Йен.