Чем ближе дата выхода фильма "Хоббит 2: Пустошь Смауга" в широкий прокат, тем очевиднее становится, что его стартовые сборы, как в Северной Америке, так и за ее пределами будут желать много лучшего. Катастрофический удар, который был нанесен первой частью по ключевой аудитории - поклонникам трилогии "Властелин колец", увы, не заставил маркетинговый департамент Warner Bros. и его региональных представителей сделать правильные выводы. 

Вряд ли стоит отдельного обсуждения мысль о том, что успех проектов, вроде "Хоббита" или того же "Властелина колец", базируется не на сногсшибательных спецэффектах или участии звезд, а на мастерстве рассказчика в общем-то незамысловатых историй. А следовательно, вся рекламная кампания должна акцентировать внимание именно на этом, обещая зрителям не пиршество для глаз, а сказку, которую можно просто слушать с закрытыми глазами. 

В свое время именно на таких акцентах было выстроено продвижение фильма "Властелин колец: Две крепости". Но ничего подобного не наблюдалось с сиквелом "Хоббита". Вместо этого зрителям навязчиво напоминали о том, что в "Пустоши Смауга" им предстоит "вновь увидеть Леголаса" и некую воинственную эльфийку, присутствие которой служит лишь наглядным доказательство победы теории полового равенства. 

Подобная аргументация срабатывает лишь в определенных случаях. Например, если потенциальным зрителям картины сильно меньше 18 лет, или, что еще вероятнее, они по большей части женского пола. И проведенные незадолго до премьеры опросы это подтверждают: количество мужчин старше 25 лет, проявляющих интерес к экранизации "Хоббита", значительно уменьшилось. 

Подобные просчеты не могут не сказаться и на стартовых, и на финальных сборах фильма. Наибольшие потери проект понесет на американском рынке, где по самым оптимистичным прогнозам он сможет заработать к концу первых выходных около 80 миллионов долларов. Стоит также учесть, что в прошлом году у "Хоббита" совсем не было конкурентов в прокате, тогда как в 2013 ситуация иная. Помимо "Голодных игр 2" и "Холодного сердца", которые пока не собираются сдавать свои позиции, в это же время выходит очередной фильм Тайлера Перри "Рождество Мэдеи". А как известно, кинопроекты этого плодовитого режиссера всегда прокатываются очень хорошо. 

Чуть меньше будут потери в международном прокате. Если "Хоббит: Нежданное путешествие" смог собрать за пределами Северной Америки 714 миллионов долларов, то "Хоббит 2" преподнесет большой сюрприз, если сможет заработать хотя бы 650. Остается надеяться, что сам фильм окажется куда лучше его рекламной кампании. Вот что в ней было действительно любопытно - это голос Бенедикта Камбербэтча, звучащий из пасти Смауга. Но, увы, в отечественном прокате зрители будут лишены удовольствия услышать его.