Источник: stuff.co.nz. Перевела Эстер для сайта Tolkienists.Ru

Питер Джексон не боится запачкать руки на съемках.

В наши дни, когда вы смотрите высокобюджетное кино, вы видите то, что зафиксировали камеры во время съемки сцены. Чаще всего, на месте съемки находятся несколько больших мониторов, которые снимают все происходящее. Или, как это происходит во время съемки "Хоббита", на расстоянии в несколько метров в маленькой палатке от того места, где Питер Джексон снимает сцену трилогии с участием 13-ти гномов.

Мы находимся в бывшем заводе по сборке автомобилей в Аппер Хатт, в помещении, которое настолько огромное, что в него можно поместить несколько громадных съемочных плозадок. Джексон отправляет гномов на очень большую и хорошо декарированную съемочную сцену, которая обычно снимается от павильона звукозаписи. Но это помещение настолько большое, что он вмещает в себе еще по крайней мере две съемочных площадки, окружившие его, включая, кажется, даже участок леса Лихолесья.

Также ясно, что это фильм-новшество в 2012 году. Мало того, что Джексон и кинематографист Эндрю Лесни - который снимал и Властелина Колец - используют современные цифровые камеры, снимающие в 3D. Появилась возможность наблюдать результаты их работы на 3D мониторах.

Питер Джексон разговаривает с Марком Хэдлоу, который играет Дори - гнома из "Хоббита".

Джексон и гномы берут короткий перерыв - они снимались несколько часов - режиссер встречает нас у монитора. Он в шортах своей торговой марки и с парой 3D очков на шее. "Властелин Колец - это то, что вы, вероятно, назвали бы эпическим по своим масштабам, - говорит он попивая горячий напиток. - Властелин Колец - фильм о добре и зле, о судьбе мира. Я имею в виду то, что речь идет о крупнейшей возможной проблеме, какую вы только можете себе представить, - это борьба огромных армий и крупнейших империй, и это также история Фродо, который пытается добраться до Горы. Это больше эпическое кино. "Хоббит" - история больше приключенческая. Я пытаюсь снимать "Хоббита" в том же стиле, что и "Властелина Колец", но очевидно, что оба фильма абсолютно разные в том смысле, что мы следуем за Бильбо и гномами и участвуем в их приключении, что очень отличается от того, что происходит во "Властелине Колец". Здесь не поднимаются такие проблемы и темы, как в "ВК".

Но Джексон, который стал режиссером после Гильермо дель Торо, покинувшего проект, говорит, что визуальный стиль "Хоббита" подобен "Властелину колец". Это будет заметно постепенно. "Я буду в том же месте, где мы снимали Средиземье 12 лет назад, буду говорить те же слова, но это совсем другая история с разными персонажами. Однако, мир останется тем же. Это столь же эпично, как и "Властелин колец".

Питер Джексон однажды сказал в интервью, что "Властелин колец" был фильмом всей его жизни. Изменил ли "Хоббит" мнение?

"Я стойко держался в ответ на предложения съемок "Хоббита" довольно долгое время. Я был суеверен и не думал, что мы захотим потворить "Властелин колец". Я не хотел конкурировать с собой, и именно поэтому режиссерское кресло занял Гильеромо. В течении долгого времени мы думали: "Если мы хотим, чтобы "Хоббит" вышел забавным, мы должны позволить другому режиссеру войти в Средиземье и посмотреть, что он сможет сделать. Немного похоже на то, как использовали различных режиссеров для фильмов о Бонде. Другой режиссер привносит другой тон. Но, как только я перестал так думать, у меня случился взрыв. Я наслаждался тем, что делаю, в некотором роде даже больше, чем во время создания "Властелина колец". Я чувствую, что делаю больше, нежели 12 лет назад. А еще, это весело. Я думаю, что это хорошо, потому что "Хоббита" будут воспринимать иначе. Я не повторяю "Властелин колец" - это совсем иная история".

Но есть заметная разница между ВК и Хоббитом. Исходный текст для первого составляет более 1200 страниц, в то время как у последнего продолжительность около 300 страниц. "Хоббит" расширился с двух фильмов до трех, как же Джексон превратил сказку в трилогию?

"Мы в дополнение используем все приложения для Властелина Колец, которые имеются в нашем распоряжении, потому что, насколько я понимаю, Дж.Р.Р.Толкин написал сперва "Хоббита", а затем "Властелина колец", и мифология между ними не вполне синхронизировалась, потому что он значительно продвинулся в ее составлении. ВК и Хоббит очень отличаются. Во Властелине Колец Толкин создал историю вокруг Кольца, о чем он не имел представления в 1936 году во время написания "Хоббита". Во время написания он пытался пересмотреть написанный вариант "Хоббита". После ВК Толкин собирался переиздать "Хоббита", куда он многое добавил и показал намного больше связи с "Властелином колец". И тем не менее, он никогда не сделал того, что собирался, и весь накопленный материал попал в приложения к "Возвращению короля".

Джексон говорит, что они также использовали идеи Толкина в примечаниях, сохранив возможные изменения "Хоббита". "Мы, к счастью, были в состоянии получить доступ ко всем материалам. Таким образом, мы взяли оригинальный текст Хоббита плюс весь дополнительный материал, который находился в приложениях. Большая часть того, что мы включили в "Хоббита", пришло от Толкина."

Другое важное отличие от ВК, это не только 3D, но и 48 кадров в секунду - частота кадров  в два раза больше, чем  для большинства художественных фильмов. Когда 10-минутный предварительный просмотр фильма с 48 кадрами в секунду показали в США, некоторые зрители жаловались на неприятный звук и тяжесть восприятия. 

"Ну, они видели незаконченный фильм, - говорит Джексон. - Я наблюдал 48 кадров в течение года, и я могу сказать, что это нечто совершенно фантастическое. Существовали люди, которые сомневались по поводу этого, но когда мы начали съемки и стали просматривать отснятый материал, все встало на свои места. Итак, как вы знаете, я среди этих людей видел все это не 10 минут, а в течение многих часов, часы - в течение года. И я думаю, что получится здорово. Я интересовался отрицательными комментариями и большинство из них базировались на "Ну, это настолько реально. Это отличается, и все же реально". И я думаю: "Это фантастика!", потому что всю мою карьеру я пытался сделать свой материал реальным. Зомби ли, Средиземье или Кинг-Конг, независимо от того, что это, я всегда пытался сделать его настолько реальным, насколько это в моих силах, начиная от структуры мира и костюмов и заканчивая языком, на котором говорят актеры и их работой. Если теперь при использовании 48 кадров мир станет еще более реальным - это будет прекрасно. Я не придерживаюсь мысли, что раз это фэнтези - значит оно не может быть реальным. Лучшее фэнтези - реальность".