Понадобилось одно кольцо, что правит всеми, и 11 Оскаров, чтобы сотворить историю кино. В апреле 2004 года «Возвращение Короля», третья и последняя часть франшизы «Властелин Колец», сделала невообразимое: пронеслась по церемонии награждения, победив во всех 11 номинациях, на которые была номинирована, включая «Лучший фильм».

На бумаге фильм (и вся франшиза в целом) абсолютно никак не мог получить Оскар. Это были фэнтезийные фильмы, наполненные гномами, хоббитами и эльфами с магическими кольцами. Они были созданы режиссёром, известным по низкобюджетным ужастикам; актёрский состав состоял из неизвестных актёров; сценарий фильма был написан, спланирован и снят в Новой Зеландии, очень далеко от уютных и любимых критиками границ Лос-Анджелеса.

То, что знатоки Оскара не заметили вначале, они поняли в 2001 году с выходом фильма «Братства Кольца», который вызвал всеобщее одобрение критиков. Первая часть была выдвинута на 13 номинаций (наибольшее количество в трилогии), но победила только в технических номинациях. Два года спустя «Две Башни» были выдвинуты на 6 номинаций, но также не выиграли в номинации «Лучший фильм». Это подготовило почву для финальной части, так как New Line решили предоставить Питеру Джексону и трилогии, основанной на произведениях Джона Р.Р. Толкина, признание критиков, которое они заслуживали.

В 2014 году, в честь десятилетнего юбилея победы «Возвращения Короля», VF Hollywood собрали вместе всю историю фильма на пути к Оскару. Пообщавшись более чем с десятком людей, вовлечённых в создание, они смогли обрисовать полную картину того, как фэнтезийный фильм смог получить 11 наград и изменить траекторию церемонии «Оскар».

В 1999 New Line одобрили создание трехсерийного фильма по «Властелину колец», части которого должны были быть сняты за 18 месяцев - невероятно рискованное предложение для студии, известной инди-фильмами. Однако, генеральные директора, Майкл Линн и Боб Шей, вместе с другими работниками New Line были уверены в продукте и в наградах, которые могут последовать.

Расселл Шварц, Russell Schwartz (президент театрального маркетинга, New Line, 2004): Вопрос об участии в Оскаре стоял так: стоит ли этим заниматься? Сейчас, когда уже есть трилогия, очень сложно не отдать ей должное. Но опять же, мы хотели убедиться с первых показов, что мы достигли нужного уровня уверенности. Когда ты чувствуешь себя уверенно, мысли об Академии сами приходят к тебе в голову.

Кристина Кунелиас, Christina Kounelias (исполнительный вице-президент, New Line, 2004): По сути, первые два года были такими: «Они его не получат, они его не получат, они должны получить его в «Возвращении Короля». Нашей работой (а я думаю, мы справились с ней хорошо) было создание атмосферы неизбежности вокруг фильма.

Расселл Шварц: Самая большая проблема – это то, что у нас был фильм на ужасную букву Ф; мы были фэнтезийным фильмом, а фэнтезийный фильм никогда не побеждал в номинации «Лучший фильм».

Чтобы гарантировать награду за лучший фильм для третьей части, Шварц привёл армию публицистов и консультантов на помощь New Line. Вместе с Гейлом Браунштейном, который работал над выдвижением на Оскар предыдущих двух фильмов, Шварц нанял Дэвида Хоровица, Джонни Фрайдкина, Мэлоди Коренброт и Ронни Чейзена, а также Алана Мэйера, который был прежде всего известен разрешением кризисов между звёздами и общественностью. Стратегия была ясна: ничего не оставлять на волю случая.

Рассел Шварц: Я им всем сказал: «Ребята, я нанял вас, потому что будет катастрофа, если мы не возьмем эту чертову награду».

Алан Мэйер Allan Mayer (управляющий директор и глава отдела развлечений, Sitrick and Co., 2004): Я работал с ребятами из New Line над несколькими проектами много лет. Расселл Шварц и Кристина Кунелиас решили, что будет полезно нанять человека, который не будет специализироваться на получении наград, а будет стратегом, думающим на несколько шагов вперёд.

Расселл Шварц: Джонни Фрайдкин был давним маркетологом. Он работал на студии в 50-х, 60-х и 70-х, он также был на связи со старой гвардией. Мы решили, что нам понадобится кто-то, кто сможет общаться с этой группой, чтобы объяснить, что представляет из себя этот фильм для людей за 70, которые и не представляют, что такое фэнтезийный фильм, и почему они должны за него голосовать.

Алан Мэйер: Проведение кампании по Оскару не сильно-то и отличается от небольшой политической кампании. У вас есть 6000 голосующих, которых вы должны расположить к себе, и строгий свод правил.

Кристина Кунелиас: Эта история о разных избирателях с разным мнением, о попытках передавать наши сообщения как можно более эффективно. У разных людей были разные обязанности. Я думаю, мы хотели работать с самыми умными людьми, которых мы знали.

В дополнение к найму команды консультантов, New Line решили увеличить бюджет кампании, чтобы дать картине максимальную видимость перед избирателями.

Расселл Шварц: Мы агрессивно тратили деньги, но не до такой степени, что люди бы сказали, что это чересчур. Мы были уверены, что участвуем в борьбе. Мы потратили что-то между 5 - 10 миллионами долларов на первые две картины, и около 10 миллионов - на третью.

Кристина Кунелиас: По меркам некоторых людей это может показаться скромной суммой, но для нас это была агрессивная кампания, больше тех, что мы обычно проводим.

Расселл Шварц: Когда вы выдвигаетесь в каждой номинации, что мы считали обязательным сделать, вам не избежать больших трат. Вы должны показать, что фильм достоин наград. Мы были в борьбе, поэтому не могли слишком сократить бюджет.

Барри М. Осборн Barrie M. Osborne (продюсер, франшиза «Властелин колец»): Мы выдвигали фильмы во все номинации, в которых мы могли победить.

Гейл Браунштейн Gail Brounstein ( старший консультант по премии «Оскар»): Для последнего фильма, насколько я знаю, мы записали большинство актёров в номинацию «Роль второго плана». Мы записали Элайджа в категорию «лучший актёр», мы также отметили Энди Серкиса.

Рольф Миттвег Rolf Mittweg (президент и главный операционный директор, всемирное размещение и маркетинг, New Line, 2004): Я считаю, работа Энди была по-настоящему выдающейся, потому что ему предстояло играть в самых необычных обстоятельствах. Я считаю, он точно заслуживал шанса. Мы должны были попробовать.

Рекламная стратегия

Лаура Каррилло Laura Carrillo (старший вице-президент, креативная реклама, New Line, 2004): Мы выбрали The Ant Farm в качестве агентства для всей трилогии, от аудио до печати. Я думаю, наплыв рекламы, который вы видите, начался с этого агентства, которое было с нами на протяжении пяти лет, пока мы продумывали кампанию для Оскара.

Джулия Хиллс Julia Hills (президент печатной рекламы, The Ant Farm, 2004): Если вы посмотрите на рекламные кампании первых двух фильмов, то поймёте, что у них нет единого стиля (разные рамки, разный шрифт). Для «Возвращения короля» мы создали определённый образ, свой брэнд внутри брэнда. Было ясно, что это «Властелин колец» и именно «Возвращение короля», но также было ясно, что это кампания для Оскара. Когда вы заходили на Hollywood Reporter и натыкались на одну из этих реклам, вы понимали, что перед вами.

Лаура Каррилло: Я помню, реклама была без изыска — нам не нужно было никого обманывать — мы просто позволили кадрам говорить самим за себя, не используя много графики или шрифта.

Джулия Хиллс: Мы создали стену из сотен фотографий, взятых со съёмок, и кадров из фильма. Мы пытались создать историю или арку персонажей. К примеру, Фродо, который из добродушного маленького хоббита превращается в мерзкого, одержимого кольцами хоббита, каким он был в последнем фильме. Приходила Лаура, и мы могли часами выбирать то, с чем мы будем работать на этой неделе.

Лаура Каррилло: Мы также сделали вкладку, где мы играли в игру с цифрами: количество дней съёмок, количество досъёмок, усилия актёров, Питера, количество материала и часов труда, которые понадобились, чтобы закончить трилогию.

Расселл Шварц: Это была одна из самых крутых кампаний. Это был первый раз, когда мы вышли за рамки одного фильма и продвигали всю трилогию целиком, потому что мы знали, что это наш шанс. Некоторые люди обвиняли нас, говоря «Вы не можете продвигать всю трилогию, только этот фильм». Опять же, это был последний вздох. Они голосовали за итог трилогии, а не за отдельный фильм.

Любая хорошая кампания на Оскар включает события для прессы. «Возвращение короля» не было исключением. Для третьего фильма New Line организовали череду показов, ужинов и ответов на вопросы с актёрами и создателями фильма.

Расселл Шварц: У нас было много сессий с ответами на вопросы, хоббиты появлялись на нескольких показах. Было сделано всё, чтобы представлять фильм скромно с самого начала

Кристина Коунэлиас: Мы старались сплотить актёров, сделать из них группу, мы думаем им это нравилось. Там были все: Элайджа, Орландо, актёры, игравшие Мерри и Пиппина (Доминик и Билли), Вигго тоже участвовал, Иэн Маккаллен также сделал много.

27 января 2004 г. после нескольких месяцев кампании, были наконец объявлены номинации.

Гордон Паддисон (исполнительный вице-президент по интегрированному маркетингу, New Line, в 2004 г.): Вы в офисе в утреннее время, готовы обновить рекламу, и вы сидите работаете с GIF-анимацией, и пытаетесь собрать все воедино, чтобы можно было подготовить копию к семи утра. А потом вы получаете 11 таких штук [номинаций] и думаете: «Простите? Что только что произошло?"

Расселл Шварц: Самым странным для нас было то, что мы не получили номинации на актеров, что было странно. Потому что у вас были Йен и Вигго; все были великолепны в фильме.

Кристина Кунелиас: Мы действительно очень сильно боролись за актеров. К сожалению, из-за чрезмерного их показа их завернули [закрыли].

После номинаций на «Оскар» начали предсказывать шансы для «Возвращения короля», и они были неплохими.

Расселл Шварц: В тот момент все прогнозисты говорили, что мы, безусловно, лидировали. Но быть лидером — непросто. Если вы уже делали подобное раньше, то должны понимать, что последнее, что вам нужно, — это слишком рано стать первыми. Во многих случаях мы были лидерами на раннем этапе, и нам нужно было поддерживать эту динамику. Это очень и очень сложно. Многие фильмы выдыхались.

Лаура Каррилло: Мы не были уверены, понимаете? Даже с кассовым успехом, даже с кампанией, даже с количеством материалов, которые мы выкладывали в течение трех лет, вы все еще задаетесь вопросом, может ли такой фильм, который можно только воспринимать как фэнтези, выиграть лучшую картину?

Том О’Нил (основатель GoldDerby-dot-com, эксперт «Оскар»): Чтобы выиграть, нужно было очаровать в третий раз. Первая часть лидировала с наибольшим количеством номинаций и все же проиграла. В тот момент, когда проиграли «Две башни», было ощущение, что по отношению к нам совершили серьезное преступление, и они должны были его исправить. Ставки были не только на самую успешную франшизу в истории Голливуда. Это была заявка, которую нужно было предъявить самому Оскару, а именно: как это возможно, что эти 6000 членов Киноакадемии, которые зарабатывали на жизнь, создавая фантастику на киноэкране, никогда не удостаивались награды за лучший фильм? То, что они не делали этого, лишь показал, что они огромные лицемеры, считающие отличными фильмами только жесткие, душные драмы. Итак, к тому времени, когда «Возвращение короля» достиг конца гонки, думаю, фанаты готовы были в прямом смысле снести Киноакадемию голыми руками, если бы снова проиграли.

Аллан Майер: В пятницу перед награждением Расселл, Кристина и я обедали в Беверли-Хиллз. На тот момент мы больше ничего не могли сделать. Все голоса были отданы, и жребий был брошен. Расселл полушутя сказал: «Ну, либо мы выиграем в воскресенье, либо мы все будем искать новую работу в понедельник», и он не совсем шутил. Я был всего лишь консультантом, но они двое поставили все на кон. Ставки были очень высоки.

29 февраля 2004 года в Kodak Theater (ныне Dolby Theater) в Лос-Анджелесе «Возвращение короля» вошло в историю «Оскара», победив во всех 11 номинациях, на которые он был выдвинут, включая лучший фильм.

Боб Шэй (помошник генерального директора New Line, в 2004 г.): Когда мы рассаживались [перед церемонией], Майкл сразу сказал людям, сидевшим слева от нас, через которых нам надо было бы выходить на сцену: «Нам можем придется вставать и выходить на церемонии, будьте готовы пропустить нас».

Майкл Линн (генеральный директор New Line, 2004 г.): Это был мой оптимизм в работе. [смеется]

Кристина Кунелиас: Насколько я помню, Гейл, Расселл и я сидели близко друг к другу. Помню, мы выиграли несколько наград, а потом Гейл повернулась ко мне и сказала: «У нас шесть из шести». Именно тогда меня осенило, что мы могли бы обойтись без потерь, взяв все награды.

Барри М. Осборн: Когда мы начали побеждать, процесс становился для нас все более захватывающим.

Лаура Каррилло: Несколько человек из кинокомпании должны были попасть на церемонию Оскар. Остальные члены находилась в этом большом банкетном зале с мониторами. Раз за разом, когда мы побеждали в каждой категории, была абсолютная радость — слезы, объятия, празднование и все такое.

Рассел Шварц: Я помню человека, который в итоге стал победителем в номинации лучший фильм на иностранном языке, режиссер просто выпалил: «Слава богу, «Властелин колец» не попал в эту категорию».

Майкл Линн: Когда наступил момент для номинации лучший фильм, это было необычно.

Боб Шэй: Когда Спилберг сказал: «Давайте посмотрим, что у нас здесь», и он медленно открыл конверт с «Оскаром», а затем, с неповторимой драматической паузой, поднял глаза и сказал: «Без потерь», - это было довольно волнительно.

Марк Ордески (исполнительный продюсер «Властелина колец»): Когда конверт был открыт, я почувствовал, как моя голова дрожит, как будто я отдалялся от своего собственного тела, а вокруг все как бы замедлилось. А потом, когда фильм победил, случился такой прилив крови, и я просто почувствовал, что это прекрасная кульминация. Вы знаете, я знаю Питера, наверное, с 1987 года, поэтому лично для себя я испытал безмерную радость за него и за новозеландскую команду.

Кристина Кунелиас: Я помню, как Расселл сказал мне: «Кристина, лучше этого не бывает».

Майкл Линн: Я помню, как поднимался туда с Бобом и стоял на сцене с целой группой из нашего фильма.

Боб Шэй: Я боялся, что они поднимутся и спустят нас вниз, потому что существовало правило, согласно которому нельзя заводить столько людей на сцену. С тех пор, как один из наших нечестных конкурентов привел восемь человек для какого-то фильма, Академия ввела правило, согласно которому там могли быть только три продюсера. Были Питер, Фрэн [Уолш] и я забыл, кто еще, поэтому Майкл просто решил, что мы поднимаемся.

Майкл Линн: Я не сидел на своем месте. И вообще, я уже сказал этим людям рядом с нами, что иду. [смеется]

В конце концов, месяцы, потраченные New Line на тщательную разработку кампании «Оскар», окупились. Однако на этом празднование не закончилось. Студия приложила немало усилий, чтобы привести «Возвращение короля» к славе Оскары — вот почему Дэвид Такерман, глава отдела дистрибуции New Line, сделал каждому руководителю New Line (подходящий) подарок.

Дэвид Такерман (президент отдела по внутреннему кинопрокату, New Line, в 2004 г.): Мы все пытались придумать, как отпраздновать это событие. Я просто сел и сказал: «Знаете что? Позвольте мне узнать, во сколько нам обойдется изготовление кольца. Потому что это «Властелин колец». Так и случилось. Мы сделали 12 таких колец, и 12 человек в New Line получили их. Похоже на кольцо Суперкубка, только не такое дорогое.

Рольф Миттвег: Это была идея Дэвида. Он сделал все сам. Я только сказал ему, чтобы он не тратил много денег [смеется].

Расселл Шварц: Я давно не видел свое кольцо, оно где-то в доме.

Вся франшиза «Властелин колец» оказала огромное влияние на подход Голливуда к фантастическим фильмам. Но действительно ли «Возвращение короля» изменило траекторию «Оскара», все еще остается предметом споров.

Марк Харрис (обозреватель Grantland and Entertainment Weekly): Один из эффектов, который церемония произвела, заключался в том, что у людей больше не было оснований говорить: «Ну, и так понятно, что этого не могло случиться. «Аватар» никогда не смог бы выиграть, потому что ни один фильм в этом жанре никогда не выигрывал». И вы знаете, четыре или пять лет спустя у нас был Темный рыцарь - фильм, который критики восприняли очень серьезно — он получил восемь номинаций, но все же не получил номинацию на лучший фильм, и все говорили: «Это совершенно несправедливо, этот фильм не приняли только из-за его жанра». Так что было здорово признавать, что «Возвращение короля» разбило глухую стену, но другие достойные фильмы позже пролетели мимо номинации, поэтому я не думаю, что франшиза действительно вошла в историю, как повлиявшая на «Оскар».

Майкл Линн: Мне кажется, что эти фильмы стоят особняком и из года в год становятся все более особенными, что трудно сказать, смог ли, например, [такой жанровый фильм, как] Гравитация, рассматриваться как-либо иначе, если бы не было «Властелина колец». Я не уверен.

Расселл Шварц: Вы знаете, Академия все еще довольно традиционна. И я думаю, что самое замечательное — это то, что это вообще случилось, а значит, это может повториться снова. Я уверен, что это повторится снова.

Марк Ордески: Одна из величайших вещей, которые сделала New Line, чтобы привлечь внимание Академии, даже не подозревая об этом, заключалась в том, что они просто дали зеленый свет трем фильмам одновременно, чего раньше никогда не было. Когда вы смотрите на кампанию «Оскара» прямо сейчас, когда вы смотрите на такой фильм, как, скажем, «Гравитация», который не только фантастический, но и смелый с точки зрения технических амбиций, амбиций повествования, я думаю, что Академия откликается на такие фильмы.

Майкл Линн: Была фраза у Галадриэль (Кейт Бланшетт), которая была произнесена закадром в сознании Фродо: «Даже самый маленький человек может изменить ход будущего». И я думаю, что эта мысль была во всем, что мы делали, и особенно в том, что мы делали, когда взаимодействовали с Академией. Таким образом, мы не стремились сделать этот фильм похожим на величайший блокбастер, но больше похожим на самую волнующую драматическую историю, которую вы могли бы получить в контексте другого жанра.

Переведено для сайта Tolkienists.Ru и паблика «Всё о Толкине»:

Антоном Гребинным и Сергеем Климовым.