1. Вход
    
Главная страница | RSS
    
Последнее подслушано: Группа "Гости" не имеет право просмотра модуля
Последние обновленные темы:
Администратор:
Admin, Elvenstar

Модераторы:

Elvenstar - энциклопедия Арда
Korvin - энциклопедия Амбер
a href='/index/8-1604'>Art-ek - энциклопедия Гарри Поттер
  • Сериалы (217)
    Артур | 15 Мая 2019 15:31
  •  
    Цитата:
    Время сервера: 21:23

    Дата: 23 Июля 2021
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 3
    • 1
    • 2
    • 3
    • »
    Форум » Дж.Р.Р. Толкин » Народы и расы Средиземья » Гномы
    Гномы
    Admin Дата: Понедельник, 15 Июня 2009, 13:24 | Сообщение # 1
    Герцог
    Группа: Вала
    Сообщений: 3897
    Статус: Вне Средиземья
    Награды:

    Раса Гномов! Пишите все, что вы о них знаете. Обсуждайте эту расу

    - Женат на Nora_Beng

    У меня иммунитет к банам.
     
    deleted Дата: Воскресенье, 06 Декабря 2009, 00:39 | Сообщение # 2
    Герцог
    Группа: Развоплощенный
    Сообщений: 1265
    Статус: Вне Средиземья
    Награды:


    Гномы — в произведениях Дж. Р. Р. Толкина — один из Свободных Народов Средиземья, созданный валаром Ауле, рудокопы и рудознатцы, искусные камнерезы, ювелиры и кузнецы. Были немногочисленны и медленно размножались; говорили, что, умирая, они превращаются в камень. Гномы - народ особенный, они крепкие, выносливые, очень трудолюбивые и скрытные.

    Ауле не терпелось увидеть приход в Арду Детей Илуватара (эльфов и людей), поэтому из камня он создал собственных существ, которые, однако, не могли иметь свободной воли и разума. Раскаявшись в содеянном, Ауле принял решение уничтожить свои создания, но они внезапно запросили пощады — Эру Илуватар сжалился над Ауле и вдохнул в них жизнь. Тем не менее, они должны были уснуть и пробудиться только после того, как в Арде появятся Перворождённые — эльфы. Ауле уложил спать семь праотцов гномов в разных пещерах. От них пошли семь родов гномов, однако в произведениях Дж. Р. Р. Толкина фигурирует только один — род Дарина, который проснулся в Казад-Думе.

    Ауле стремился создать существ, способных противостоять Морготу, поэтому гномы коренасты и широкоплечи (рост — 4,5-5 футов, то есть 1,4-1,5 м), отличаются большой выносливостью. Гномы никогда не состояли на службе Моргота и Саурона, однако часто враждовали с людьми (чаще всего по причине алчности людей, зарившихся на богатства гномов) и особенно с эльфами: именно гномы убили Элу Тингола, гном предал Турина Турамбара. В то же время в произведениях Дж. Р. Р. Толкина упоминается несколько примеров дружбы и сотрудничества между гномами и эльфами: в Первую Эпоху гномы Белегоста и Ногрода вели активную торговлю с нолдорами и обменивались с ними знаниями, ещё более тесным было сотрудничество между гномами Казад-Дума и эльфами Эрегиона во Вторую Эпоху. Во «Властелине колец» описана дружба эльфа Леголаса и гнома Гимли.

    В Предначальную Эпоху, кроме главного гномьего царства Казад-Дум, существовали ещё города в Эред-Линдон — Ногрод и Белегост; позднее гномы селились под Эребором и Железистым Кряжем.Правителем Эребора является Даин Железностоп.

    Также известно великое царство гномов, расположенное в Мории. Но после того, как гномы в поисках мифрила в недрах земли разбудили багровое зло (Балрога), это царство было предано запустению. Были попытки возродить Морию Балином (одним из спутников Бильбо Бэггинса), однако его экспедиция пропала без вести в огромных залах подземного дворца.

    Согласно легенде о происхождении гномов, первый гном появился из камня. Также среди народов Средиземья существовало поверье (из-за малой информации об этом племени), что гномих не существует, однако это не так — жёны гномов мало чем отличаются от молодых гномов, из-за чего их легко спутать с мужчинами своего племени.

    Имена гномов у Толкина

    Многие имена гномов Толкин прямо позаимствовал из скандинавской мифологии. В этом легко убедиться прочитав следующие фрагменты из Старшей Эдды. Интересно, что имя «Гэндальф» (Gandalf, Гандальв) в этом эпосе тоже принадлежит гному.


     
    Gil-Galad Дата: Понедельник, 25 Января 2010, 16:56 | Сообщение # 3
    Рыцарь
    Группа: Эльф
    Сообщений: 195
    Статус: Вне Средиземья
    Награды:

    Гномы

    Один из Свободных Народов Средиземья. Гномы, вопреки всем ожиданиям, не считаются Детьми Илуватара, поскольку создал их Ауле, один из Аратар Валинора. Ауле никак не мог дождаться прихода эльфов, Перворожденных, и ему нетерпелось дать жизнь собственным созданиям. В то время древние земли Белерианда находились под всецелой властью Моргота и его прислужников, потому Ауле-создатель придавал больше значения выносливости и сил, чем красоте. Внешне гномы выглядели примерно так: ростом не более полутора метров, но кряжистые и широкоплечие; крупные черты лица и борода до пояса. Одеваться гномы могли по-разному, но бессменными спутниками любого из них были кольчуга, шлем и боевой топор. Илуватар, конечно, был недоволен самодеятельностью своего подданного. И Ауле, разрыдавшись, поднял молот над своими созданиями, чтобы исправить провинность. И тут Илуватар сжалился над ним, ибо ему одному было известно, что такое муки творения, и какую часть своей души Ауле вложил в создание гномов. Ауле был прощен, но Илуватар не мог допустить изменений в первоначальном Замысле. И Семеро Праотцев были усыплены - до тех пор, пока не пробудились Перворожденные. Так гномы появились сразу в семи местах, и эти первые жилища, которые обычно обустраивались в горах, и стали первоосновами Семи Твердынь гномов. Дарин, например, пробудился в Кхазад-Думе, и именно о роде Дарина будут повествовать все хроники Третьей Эпохи. Говорят еще, что могущество Семи Твердынь гномов было основано на Семи Кольцах, врученных гномам когда-то обманщиком Сауроном. Правда, в этом случае непонятно, где именно находились эти крепости в Первую Эпоху, когда о создании Колец никто еще не помышлял. Тем не менее, в Первую Эпоху гномы точно жили в двух местах - Ногроде и Белегосте. Гномы Белегоста были дружны с людьми и даже нередко общались с эльфами. Дело в том, что гномы, равно как и их создатель Ауле, которого они называли Махалом, были искусными кузнецами. В отличии от орков, гномы занимались не только ковкой оружия, хотя и это получалось у них вовсе не плохо. Многие были искусными каменщиками и строителями, а некоторые гномы и вовсе увлекались ювелирным искусством. Украшения и драгоценности, выходившие из рук гномов, отличались красотой и изяществом, доспехи - прочностью, а оружие - долговечностью. Едва ли не больше всего на свете кхазад любили золото и драгоценные камни; сокровища они накапливали годами и в случае чего готовы были отдать за них жизнь. Более всего это относилось к гномам Ногрода, которым дориатский король Элу Тингол в свое время поручил вправить в ожерелье Сильмарил, добытый Береном из короны Моргота. Заказ гномы выполнили и отдали ожерелье Наугламир Тинголу, но быстро пожалели о своем решении. Они потребовали у Тингола вернуть им Камень, он, конечно, не согласился, и гномы пошли войной на Дориат. Они прорвались через Завесу Мелиан, разорили Менегрот и убили короля Тингола; однако Сильмарил был у Диора, сына Берена, и гномам он не достался. Вот это и есть корни легендарной вражды между гномами и эльфами. Надо сказать, что с самого начала эти народы не были особо дружны. Видимо, сказывалась разница в мировоззрениях: эльфам милее всего были луга и леса, звезды Варды и звонкие струны арфы. Гномы их за это и вовсе считали бездельниками и пустозвонами, поскольку им милее всего было полыхание огня в горне и блеск золота на украшениях, что ковались в их горных кузницах. Но ведь и среди эльфов было немало мастеров и ювелиров, а с Гваит-и-Мирдайн гномы вообще прекрасно ладили. Увы, единственный пример дружбы между гномам и эльфами - Леголас и Гимли. Виноваты во взаимной неприязни, скорее всего, чрезмерная жадность первых и высокомерие вторых. Но все же настоящими врагами гномов были драконы. Они разделяли гномью любовь к золоту, однако, в отличии от них, сами ничего сделать не умели, а могли лишь отобрать у других. Драконы часто учиняли набеги на гномьи сокровища, и чаще всего выходили победителями в таких схватках, а гномы, малочисленные и обнищавшие, оставались ни с чем. Так, например, после нападения Смауга на Подгорное Королевство в живых остались только Траин, Торин да несколько их друзей. Сами гномы нередко не в состоянии вернуть сокровища, и вынуждены искать героя среди людей, который согласился бы убить дракона. Здесь - еще один камень преткновения между гномами и Детьми Илуватара. Ведь люди, победив дракона, нередко забывали о своих обещаниях и присваивали себе львиную долю сокровищ, оставляя законных хозяев с пустыми руками. К гоблинам у гномов тоже отношение особое. С ними кхазад не сдружились, хотя здесь основа непонимания - скорее соперничество за общие места обитания, чем за сокровища. Орки Мглистых гор давно имели зуб на подданных Торина, но к другим гномам они относились терпимо, иногда даже вступая с ними в союзы. Кроме гномов Ногрода и Белегоста в Первую Эпоху встречались еще и Ноэгит Нибин (жалкие гномы) - карлики, ростом не выше хоббитов. Один из них, Мим, долгое время жил в разрушенном Нарготронде, о позже предал Турина Турамбара оркам. В Великой Битве гномы участие принимали, причем на обеих сторонах. После падения Моргота они обосновались в Средиземье, причем большинство обитало в Кхазад-Думе, в Железных Горах и Эреборе. Языком гномов был кхуздул, но с другими народами они общались на Всеобщем. Кстати, имена гномов (Ори, Нории и т.д.) были не настоящими именами, о прозвищами. С рождением гном получал имя на кхуздуле, но не открывал его представителям других рас (если, конечно, не был карликом - для них эти законы не имели силы). Видимо, так Толкиен пытался найти оправдание тому, что почти все гномьи имена Алой Книги позаимствованы из Старшей Эдды.


    А Элберет Гилтониэль,
    Силиврен пенна мириэль
    О мэнель аглар эленат!
    На-хаэрэд палан дириэль
    О галадрэммин эннорат
    Фануилос, лэ линнатон
    Нэф аэр, си нэф аэарон!

    Amin khiluva lle a’ gurtha ar’ thar

     
    HelgaSonne Дата: Четверг, 04 Февраля 2010, 12:49 | Сообщение # 4
    Рыцарь
    Группа: Эльф
    Сообщений: 129

    Прозвище: Иллайнэндомиэль

    Статус: Вне Средиземья
    Награды:

    Демографическая обстановка - Живут гномы около 250 лет, женятся приблизительно в столетнем возрасте. С годами гномов становится все меньше, ибо, с одной стороны, их нещадно истреблял Саурон, убедившийся в том, что они неподкупны; а с другой — среди них почти нет женщин, так что последующее поколение всегда малочисленнее предыдущего.
    Внешний вид - Все гномы носят бороды, ходят в тяжелых башмаках и в плащах с капюшонами поверх кожаных жилетов или кольчуг. Сами себя они называют кхаэад — как нарек их Ауле.
    Физическая выносливость - они выносливее всех других живых существ. Есть такая приговорка, сложенная скорее всего о гномах: «Не слишком хороши для неба, не слишком плохи для преисподней».
    Характер - Они честны, но и скрытны, справедливы, но не очень-то великодушны. Морготу, а затем и Саурону никогда не удавалось покорить их, однако они и сами наделали немало зла: именно гномы убили эльфийского князя Тингола и похитили ожерелье Наугламир, и именно гном предал Турина Турам-бара. Вражда гномов с эльфами объясняется, вполне возможно, чрезмерной алчностью первых и высокомерием вторых. С годами взаимные обиды накапливались, к старым добавлялись новые, и в конце концов это привело к неприкрытой вражде. днако из легенд известно, что поначалу гномы прекрасно ладили с нолдорами: их объединяли почитание Ауле и любовь к мастерству. Ведь гномы — искусные кузнецы, отменные рудокопы, знатные каменотесы и сведущи во многих других ремеслах. Можно предположить, что вражда двух народов проистекает из культурных различий между ними: эльфы любят деревья, открытое небо и охоту при свете звезд, для гномов же деревья — всего лишь горючий материал, а небу и звездам они предпочитают своды подземных чертогов.
    Представления о другом мире - Эльфы, как следует из хроник Арды, полагают, что для гномов не существует иного мира за пределами этого; сами гномы считают, что Ауле после смерти отводит их в Палаты Мандоса, где они дожидаются Детей Илуватара.


    Не хвали дня до вечера, не называй жену доброй, пока не проводишь ее в последний путь, не славь меча до рубки, как и девы до брака, льда до того, как пройдешь его, а эля прежде того, как изопьешь чашу.
    Хавамал
     
    vedun Дата: Вторник, 02 Марта 2010, 22:48 | Сообщение # 5
    Крестьянин
    Группа: Гном
    Сообщений: 5
    Статус: Вне Средиземья
    Награды:

    Quote (Gil-Galad)
    <...> а с другой — среди них почти нет женщин, так что последующее поколение всегда малочисленнее предыдущего <...>

    Ну не так уж и мало среди них "прекрасного" пола, только вот как говорил сам Гимли:
    Quote
    Это заблуждение, что у нас мало женщин, просто их трудно отличить. Они тоже носят бороды.


     
    HelgaSonne Дата: Понедельник, 08 Марта 2010, 18:09 | Сообщение # 6
    Рыцарь
    Группа: Эльф
    Сообщений: 129

    Прозвище: Иллайнэндомиэль

    Статус: Вне Средиземья
    Награды:

    vedun,
    Quote
    Ну не так уж и мало среди них "прекрасного" пола

    Да, ты прав, такая фраза Гимли опровергает мою, но вот в Приложении А к Властелину колец содержится: "Гимли говорил, что женщин-гномов очень мало, не более трети от всего народа. Они редко покидают свои жилища, и только если в этом есть большая необходимость. По голосу, внешности и по одежде (если они вынуждены путешествовать) они настолько походят на гномов, что посторонний взгляд не в силах их различить".

    Собственно на этом и построена мое заключение. Может дело в неточностях перевода? smile



    Не хвали дня до вечера, не называй жену доброй, пока не проводишь ее в последний путь, не славь меча до рубки, как и девы до брака, льда до того, как пройдешь его, а эля прежде того, как изопьешь чашу.
    Хавамал
     
    HelgaSonne Дата: Понедельник, 08 Марта 2010, 18:32 | Сообщение # 7
    Рыцарь
    Группа: Эльф
    Сообщений: 129

    Прозвище: Иллайнэндомиэль

    Статус: Вне Средиземья
    Награды:

    Если провести анализ исторических источников по женской половине гномов, то вот что видно:

    В генеалогиях женщины упоминали редко. Но если сын на 110 или более лет младше своего отца, это обычно указывает на то, что в семье была старшая дочь (такие вот исторические методы исследования smile ). Сестра Торина Дис упомянута только из-за доблестной смерти ее сыновей Фили и Кили, которые пали, защищая Торина II.
    Но это нормально, что традиционных обществах о женщинах нет упоминания в родословных, завещаниях и т.п. Потому что общество патриархальное, главный в семье мужчина, а женщина сама собой разумеется, что она при муже (отце, сыне, брате).
    В источниках пишется такое, что выбивается из колеи обыденности. Если кто-нибудь писал дневник, то знает, что писать: "Сегодня встал, поел, почитал, пошел спать" быстро надоедает; лучше уж день-два пропустить, но потом написать, что например сходил в кино (может не совсем удачно расписала суть написания летописей, но зато сама поняла )).
    То есть у гномов незачем писать о их женщинах: это им и так понятно, что они есть, это само собой разумеется. Вот если бы женщина-гном стала правительницей, то об этом бы точно написали! А уж то, что они сами не пытались оставить след в истории, то это не позволял, значит, сделать им тот уклад общества, в котором они жили; их сознание не позволяло выбиваться из традиций общества. Поэтому до суфражисток гномам далеко, и это очень сильно радует.

    Поэтому по источникам количестве женщин понять нельзя, только по свидетельствам самих гномов (а именно Гимли составлял приложение к Алой Книге, где говорится, что их около трети народа) или путешественников; но гномы народ скрытный, да и путешественник не всегда профессиональный этнолог.



    Не хвали дня до вечера, не называй жену доброй, пока не проводишь ее в последний путь, не славь меча до рубки, как и девы до брака, льда до того, как пройдешь его, а эля прежде того, как изопьешь чашу.
    Хавамал


    Сообщение отредактировал HelgaSonne - Понедельник, 08 Марта 2010, 19:17
     
    Linnalasse Дата: Понедельник, 08 Марта 2010, 19:16 | Сообщение # 8
    Генерал
    Группа: Эльф
    Сообщений: 680
    Статус: Вне Средиземья
    Награды:

    Если у них так мало женщин,может они гермафродиты?или почкованием размножаются?извиняюсь... shy shy shy

    Патологоанатом к вашим услугам:D
     
    HelgaSonne Дата: Понедельник, 08 Марта 2010, 19:31 | Сообщение # 9
    Рыцарь
    Группа: Эльф
    Сообщений: 129

    Прозвище: Иллайнэндомиэль

    Статус: Вне Средиземья
    Награды:

    Quote
    почкованием размножаются

    вопрос о количестве женщин породил миф о том, что гномы рождаются от камня (да просто завидовали их мастерству).
    также проблема в том, что об верованиях гномов, обычаях и даже языке известно очень мало.

    Хотя, в традиционных обществах женщин много и не нужно. Воюют мужчины, тяжелые работы выполняют мужчины, то есть выше и смертность. А женщина хранит очаг и рожает много детей. Видимо хватало девушек-гномов, иначе бы гномы очень сильно воевали между собой и другими племенами и уводили пленниц, а таких сведений в источниках нет.



    Не хвали дня до вечера, не называй жену доброй, пока не проводишь ее в последний путь, не славь меча до рубки, как и девы до брака, льда до того, как пройдешь его, а эля прежде того, как изопьешь чашу.
    Хавамал
     
    deleted Дата: Вторник, 09 Марта 2010, 11:57 | Сообщение # 10
    Герцог
    Группа: Развоплощенный
    Сообщений: 1265
    Статус: Вне Средиземья
    Награды:

    Эльфы Средиземья полагали, что, умирая, гномы обращаются в камень и землю из которых созданы. Сами же гномы полагали, что после смерти Ауле (которого они зовут Махал) собирает их в отдельные залы в Мандосе и там они находятся в ожидании, совершенствуя свои умения и получая более глубокие знания. И Ауле по их словам открыл их праотцам, что Илуватар принял гномов и даст им в конце место среди своих Детей . И тогда они помогут Ауле в восстановлении мира после Последней Битвы.

    Гномы говорят также, что семеро Праотцов, в отличие от прочих гномов, периодически возрождаются среди своих потомков и вновь носят те же имена, сохраняя память о предыдущих жизнях (согласно одному "неканоническому" тексту, Праотцы возвращаются в то же тело, что и в предыдущем воплощении, которое лежит, не тронутое тлением - в тех случаях, когда предыдущий король умер, не оставив наследника).


     
    deleted Дата: Понедельник, 28 Июня 2010, 00:39 | Сообщение # 11
    Герцог
    Группа: Развоплощенный
    Сообщений: 1265
    Статус: Вне Средиземья
    Награды:

    Малые Гномы (Petty-dwarves)

    Малые гномы, ноэгют нибин (синд.) (варианты - нибин-ногрим, нибин-ноэг, невег, невеглин, нивенног, науг-небен, небен-науг, небинног, нибинногрим, ногнит, нибинноги); синдар прозвали их “ноготег”, “гномишка”, или “ногот нибен”, “Малый гном”; что нолдор перевели на квенья как “аттальяр” (“двуногие”) и “пикинаукор” или “питьянаукор” (“Малые гномы”).

    Народ или племя гномов, происшедший от тех, кто в стародавние времена был изгнан из великих гномьих городов на востоке (в силу уродства, малого роста, лени и непокорства), и задолго до возвращения Моргота пришедший на запад, в Белерианд, и обосновавшийся там раньше эльфов. С течением лет эти гномы уменьшились в росте, забыли многие секреты кузнечного дела, вели скрытный образ жизни, передвигались крадучись и сутулясь. До того, как из-за гор на Запад пришли гномы Ногрода и Белегоста, эльфы Белерианда не знали, что это за существа, устраивали на них облавы и убивали их, но позже оставили их в покое. Ноэгют нибин любили только самих себя, боялись и ненавидели равно орков и эльдар, а больше всего - эльфов-нолдор, которые “отняли у них земли и дома”. В тексте “Квенди и эльдар” подробнее уточняется, что пришедшие эльдар не признали в Малых гномах Воплощенных существ и сочли их хитрыми двуногими зверушками, живущими в пещерах (левайн тад-дайл или просто тад-дайл), поскольку те нападали на них под покровом ночи и в глуши, почти не показываясь при свете. Но после того, как эльдар познакомились с наугрим, они признали тад-дайл за особую разновидность гномов и оставили их в покое. Когда между гномами и синдар заключались договоры, на причиненное Малым гномам зло предпочли закрыть глаза обе стороны на основании того, что Малые гномы не заявили о себе пришедшим эльдар и не объявили земли и дома своей собственностью, но нежданно атаковали вновь пришедших в темноте и из засады. Однако неприязнь Малых гномов к эльфам осталась и проявлялась впоследствии (как в истории Мима). Большие гномы (наугрим) презирали Малых гномов как потомков изгнанников из восточных гномьих сообществ, при том, что за родню всё же признавали и обиды Малых гномов считали своими. В “Шибболет” упоминается, что именно Большие гномы выдворили Малых гномов из подземных пещер Нарготронда, расширяя и перестраивая их для эльдар Фелагунда. О вересковых нагорьях между долинами Сириона и Нарога, к северо-востоку от Нарготронда, не раз упоминается как о Нагорьях Нибин-ноэг ( в “Later QS” на карте указано – Нагорья невеглу). Еще до прихода нолдор из-за моря Малые гномы отстроили чертоги Нарготронда (Нулуккхиздина (вариант – Нулукхизидуна) на их языке), поэтому Мим после ухода дракона Глаурунга объявляет опустевший Нарготронд своим как последний представитель своего народа. Однако в “Квенте”, раннем варианте “Сильмариллиона”, оговаривается, что Мим – первый упомянутый в этих преданиях гном, и выдвигается версия о том, что народ гномов расселился к западу от Синих гор только после Битвы Бессчетных Слёз. Со временем этот народ выродился и вымер; к концу пятого столетия Первой эпохи Мим и его сыновья Кхим и Ибун – последние уцелевшие представители народа Малых гномов. Мим - единственный из Малых гномов, сыгравший значимую роль в событиях истории Белерианда. На момент встречи с Турином Мим был стар даже по гномьим меркам и позабыт всеми. В его чертогах кузницы стояли без дела, а память о ноэгют нибин хранили лишь древние сказания Дориата и Нарготронда. Известно, что Малые гномы употребляли в пищу питательные корни, так называемый “земляной хлеб”, поскольку на вкус в вареном виде они именно таковы. Они запасали эти корни впрок и в голодную зиму ценили дороже золота; никому, кроме Малых гномов, эти коренья не были известны; название у них было только на гномьем языке и потому не сохранилось. Своему языку Малые гномы никого не учили.


     
    Аргрор Дата: Понедельник, 22 Ноября 2010, 14:43 | Сообщение # 12
    Оруженосец
    Группа: Гном
    Сообщений: 85
    Статус: Вне Средиземья
    Награды:

    Решил всё же скиноть пак артов по этой теме.


    $IMAGE3$

    Прикрепления: 8894473.jpg(204.7 Kb) · 4745475.jpg(173.7 Kb) · 5859676.jpg(83.7 Kb) · 0296688.jpg(31.9 Kb)

     
    Аргрор Дата: Понедельник, 22 Ноября 2010, 14:44 | Сообщение # 13
    Оруженосец
    Группа: Гном
    Сообщений: 85
    Статус: Вне Средиземья
    Награды:

    Продолжение...




    Прикрепления: 0505899.jpg(92.0 Kb) · 4760718.jpg(82.2 Kb) · 4129022.jpg(90.0 Kb) · 0033340.jpg(59.1 Kb) · 6694450.jpg(65.0 Kb)

     
    Korvin Дата: Четверг, 23 Декабря 2010, 22:11 | Сообщение # 14
    Генерал
    Группа: Эльф
    Сообщений: 782
    Статус: Вне Средиземья
    Награды:

    Военная организация

    Профессиональных солдат среди гномов, судя по всему, не существовало. Как во многих известных нам сообществах раннего средневековья каждый взрослый гном считался воином, но средства к существованию зарабатывал ремеслом. На эту гипотезу работает деятельность Торина и его родичей в изгнании, поведение Гимли, более характерное для мастера, а не воина и др.мелкие детали. Опять же наличие постоянной армии в царствах гномов не имело особого смысла - завоевательной внешней политики они не вели (как Нуменор и Мордор) и иностранной угрозы не ощущали (как Гондор).

    Случавшиеся локальные конфликты гномы разрешали, объединяясь в небольшие - от 7-12 до нескольких десятков бойцов-добровольцев дружины (как в свое время Торин, а потом Балин). В более горячих делах участвовало ополчение клана, например, три сотни родичей Торина в Битве Пяти Воинств, возглавляемое вождем-узбадом. При глобальных конфликтах (война с орками, закончившаяся сражением у о.Келед-Зарам) собиралось общегномское ополчение, руководимое военным советом равноправных вождей (так, на предложение потомков Дарина очистить Морию вожди других родов наотрез отказались).

    Насколько было многочислено общегномское войско сказать сложно. Если считать, что Даин привел к Одинокой Горе всех кого мог (а вопрос стоял о родовых сокровищах) - а привел он туда всего три сотни, то во времена Бильбо и Гэндальфа все гномы разом могли выставить по максимуму где-то до 2 тыс. бойцов (количество родов казад помноженное на приблизительное число воинов каждого рода). Правда, следует учитывать, что Битва Пяти Воинств состоялась после Морийской войны и гномы, полагаю, не успели еще восстановить свою численность. Но и этого, я думаю, было вполне достаточно.

    Военные обычаи гномов

    Самым известным является традиция бросаться в бой с кличем: "Барук Казад! Казад Ай-мену!!". Боевой клич гномов - это и угроза, и предупреждение противнику, и средство вселить в себя уверенность и храбрость, призыв к национальной гордости: "Гномы идут на вас!"

    Сравните кстати с русским "Иду на вы!"

    Другим распространенным обычаем гномов было личное участие вождя в сражении. Начиная с Азагала и кончая Даином вожди гномов машут топорами и гибнут на полях сражений как простые воины, что в, принципе, характерно для военачальников большинства народов Арды. Причем авторитет вождя был настолько высок, что при его гибели гномы прекращали боевые действия - отпинав Глаурунга, например, бросили сражение и принялись выносить павшего царя.

    Имели место среди гномов и поединки-дуэли. Гимли явно имел привычку хвататься за топор, посчитавши себя оскорбленным. Видимо, существовал вытекающий отсюда обычай единоборства перед (в ходе) сражения (поединок Наина и Азога).

    Невольно вспоминается поединок Пересвета и Челубея перед Куликовой Битвой.

    Непонятно, как оценивать подсчитывание Гимли количества убитых им в бою у Хельмовой Крепи. То ли это происходило от кровожадности достойного гнома, то ли от его желания похвалиться (посрамить Леголаса), то ли это обычай его народа, как, скажем, скальпирование у индейцев - от количества убитых зависело положение гнома в обществе, своеобразный рейтинг.

    Наступательное вооружение гномов

    Самым распространенным, можно сказать "фирменным", наступательным оружием гномов был, конечно, боевой топор - "барук". Хозяйственные занятия казад - работа кайлом в забоях, молотом в кузницах позволяли "поддерживать форму" в мирное время и способствовали обучению молодежи последующему пользованию "баруками". Точность, в сочетании с силой и выносливостью, необходимыми в кузнечном и горном ремесле, пробивная мощь и высокая убойность превращали топоры гномов в страшный инструмент войны.

    Какого конкретного типа боевые топоры были распространены у гномов - установить не удается за отсутствием точного упоминания в источниках. Более-менее реконструируется топор Гимли: оружие это способно с одного удара отрубить голову/ноги (стычка в Мории и вылазка у Хельмовой Крепи), носят его заткнутым за пояс, и, похоже, им можно драться одной рукой (Гимли у Хельмовой Крепи пользовался щитом Теодена, как, впрочем, Торин у Келед-Зарама). Следовательно, широкое лезвие и топорище не длиннее 80 см. Подозреваю, что топоры длиннее 80-120 см и вовсе не применялись, исходя из необходимости вести боевые действия в подземных лабиринтах, где скажем, алебардой из-за низких потолков и узких коридоров не всегда помахаешь, плюс учитывая средний рост/длину рук владельцев "баруков". Выходя же на поверхность, гномы не сталкивались с конным противником, что могло бы обеспечить появление длиннодревкового оружия типа копий или алебард.

    Кроме топоров, гномы достаточно умело пользовались мечами (видимо, когда становилось тесно для доброго замаха топором). О мечах гномов прямо говорится в "Хоббите", где описывается комплекс вооружения гномов Даина. Наконец, нельзя забыть, как ловко управлялся с эльфийским клинком Торин. Исходя из указанного, можно предположить, что мечи гномов были короткими, больше предназначаясь для колюшего удара и являлись вспомогательным по отношению к топору оружием. Похоже, именно, таким коротким клинком Азагал угостил Глаурунга.

    Алмазный Меч Драгнир у гномов Ника Перумова покоился в хрустальном ларце и был скорее символом, чем реальным боевым оружием.

    Особое место в комплексе вооружения казад занимают двуручные боевые мотыги воинов Даина ("Хоббит"). Принцип действия боевых мотыг должен напоминать принцип действия клевцов и чеканов, основное предназначение которых - пробивать доспехи. Вполне вероятно, что боевая мотыга - древнейшее оружие гномов, возникшее раньше топоров, когда при появлении чудищ Моргота и первых орков понадобилось срочно вооружиться первым попавшим под руку.

    Хотя в тексте источника отсутствуют упоминания о использовании гномами чеканов и клевцов, можно предположить, что это оружие, мало чем отличаясь по механизму "рабочего" движения и технологии изготовления от привычных для гномов молотков и топоров, широко применялось в ближнем бою с бронированным противником. Присутствие же в комплексе вооружений такого полезного и нехитрого инструмента как булавы и палицы также вполне логично, но учитывая изощренность творческой фантазии гномов, можно предположить, что палицы и булавы отвергались воинами казад из-за примитивности.

    А вот оружия дистанционного боя у гномов не существовало. Об этом свидетельствует беспомощность Торина и К в Лихолесье, когда гномы истратили все стрелы в безуспешных попытках добыть что-нибудь. Традиции обращения с метательным оружием, попросту не могло сформироваться, ибо не охотники гномы изначально. До идеи арбалета гномы могли и додуматься, но смысла особого вряд ли увидели бы - орков они и так лупили, а эльфам в стрелковых дуэлях противостоять даже с арбалетами не могли (как французы английским йоменам в Столетней войне). Возможно, гномы кидались специальными топорами при сближении, как франки францисками, однако предпочтение в боевых действиях явно отдавалось рукопашной.

    Защитное вооружение

    Что касается защитного вооружения гномов - постоянно упоминается его прочность и качество, однако, снова приходится гадать: ламиллярные доспехи носили гномы или кольчужные, какой формы были шлемы и т.д.

    Точно известно, что гномы использовали щиты (Торин Дубощит, Гимли и воины Даина). А щиты, если немного поразмыслить, "под топор" лучше круглые и средних размеров. Именно такой подарил Гимли Теоден. Скорее всего с умбоном. Высока вероятность появления у гномов рондашей.

    Известно также, что шлемы гномов были со страшными масками и защищали от драконьего пламени (как же тогда борода, символ гномьего естества?) (в прорези забрал вставлялись прозрачные камни для пущей герметичности? А дышать как?) Но были и открытые шлемы (с полумаской?) если судить по тому, что гномы Железных холмов в полном вооружении бороды затыкали за пояс и ничего бородам из под шлемов торчать не мешало.

    Следуя описанному выше, можно сделать справедливый вывод, что гномы могли использовать подобный вид шлемов (вопрос с бородой остается открытым!), но мог ли он защитить от драконьего пламени?

    Утверждение, что доспехи гномов защищали от пламени приводит также к мысли о полном цельнокованном комплекте лат, подобных рыцарским 14-15 веков. Упоминание же о "металлической гибкой сетке" на башмаках воинов Даина склоняет к предположению о существовании хауберков. Одновременное использование и того и другого в принципе вполне непротиворечиво. Удар Азога же пришелся, видимо по кольчуге (возможно бармице), ибо "не разрубив броню сломал шею".

    Отправляясь в поход, гном надевал "длинную кольчугу" (Гимли при выходе из Раздола). и этим ограничивался. Отсюда можно сделать вывод - универсального доспеха "на все случаи жизни" не существовало. В зависимости от ситуации гном бронировался либо по самую бороду, либо довольствовался кольчугой. Есть подозрение, что после падения Моргота, с исчезновением популяции драконов, отошли в прошлое и цельнокованные "антидраконовские" брони.

    Тактика

    Тактика боя гномов во многом определялась личным участием военачальника в сражении, следовательно - ограниченной возможностью управлять боем. Должно было сказаться и отсутствие в подземельях и ущельях пространства для маневра и коллективных действий. Следует также учитывать вытекающие из хозяйственных занятий гномов навыки к совместному труду небольшими коллективами.

    В итоге гномы пришли к довольно нехитрой тактике: либо лобовая атака основными силами, сведенными в колонну и дополнительный удар резервом в критический момент (битва у Зеркального, битва Пяти воинств), либо "свальный" бой, где каждый воин демонстрирует личное мастерство. Тут надо вспомнить, что в истории военного дела Европы колоннами воевали революционные французские армии, которым было некогда учиться сложным перестроениям и маршировке правильными линиями. Основная ставка была на то, что колонна тяжеловооруженные гномы, как топор полено, расколет строй врагов, либо просто опрокинет и вырубит. Кроме-того довольно узкая фронтальная часть колонны позволяла гномам сократить потери от дистанционного оружия эльфов и орков при сближении

    Однако уязвимость подобной тактики видна невооруженным глазом. Сей момент отметил еще Бранд (или Трандуил?), презрительно заявив, что "Эти гномы умеют воевать только у себя в пещерах". Колонна плохо защищена от ударов с фланга, не маневрена, имеет тенденция "застревать" в массе противника и разваливаться на отдельные "куски". Видимо, нечто подобное произошло в начале боя у Келед-Зарам, когда отец Торина лишился значительных деталей организма, а сам Торин потерял щит.

    Развалившись на отдельные отряды родственников или привычных к совместным действиям ремесленные бригады, гномы тем не менее беспомощными не становились и представляли не меньшую угрозу, чем при бое "правильным" строем.

    Хирд

    Само слово пришло с Севера. Обозначает дружину. Хирдманы - это, грубо говоря, бодигарды. А принципиально строи такого типа даже существовали. Они хороши в защите и крайне неудобны в нападении - строй разрывается. Что нам известно "из Толкина" о боевых построениях гномов:
    "Хоббит", попытка Даина прорваться к родичам:

    - Простофили, усмехнулся Бэрд, - так близко подойти под самую Гору! Они ничего не смыслят в надземной войне, привыкли воевать в рудниках.

    Во время битвы Пяти Воинств гномы активно атакуют противника, пока:

    "...и гномам Торина пришлось образовать кольцо, ибо со всех сторон их окружили гоблины и волки..."

    То есть - в наземных сражениях гномы обычно атакуют. Плотный сомкнутый строй для атаки неудобен, ибо неминуемо рассыплется.

    Для себя полагаю, что гномы атаковали противника либо рассыпным строем, использую превосходство в личной силе и в качестве оружия\доспехов, либо колоннами. Возможный вывод: Хирд – как наземное построение гномьего войска – исключительно плод таланта Перумова.

    Прикрепления: 5187979.jpg(104.4 Kb) · 6153479.jpg(37.8 Kb)


    "Воля - это то, что помогает победить, когда разум говорит, что ты повержен."

    Сообщение отредактировал Korvin - Четверг, 23 Декабря 2010, 22:55
     
    Korvin Дата: Четверг, 23 Декабря 2010, 22:56 | Сообщение # 15
    Генерал
    Группа: Эльф
    Сообщений: 782
    Статус: Вне Средиземья
    Награды:

    Язык гномов Khuzdul. Внутренняя и внешняя истории

    Из второй главы "Сильмариллиона" мы узнаем, что, как только Ауле создал Семерых Отцов Гномов, он "стал учить их языку, который придумал для них". Гномы называли свой язык Кхуздул (Khuzdul), что, очевидно, означает просто "Гномский". Себя Гномы называли Khazad (единственное число может выглядеть как *Khuzd). Мы читаем, что, "согласно их легендам, их создатель, Вала Ауле, создал для них язык и научил ему Семерых Отцов прежде, чем они вновь уснули, чтобы дождаться, пока придет время для их Пробуждения". После их Пробуждения этот язык (как и все языки и все прочее в Арде) со временем менялся, различаясь в отдаленных друг от друга дворцах. Но изменения происходили так медленно, и различия были так малы, что даже в Третью эпоху все Гномы могли легко общаться на своем языке. Как они говорили, изменения в Кхуздуле, по сравнению с изменениями в языках Эльфов и, особенно, Людей, были "подобны выветриванию твердой скалы в сравнении с таянием снега" Пенголод также комментирует "традицию, которую они имели... что Ауле придумал для них язык в самом начале, и с тех пор он мало изменился" В противоположность этому, язык жестов, изобретенный Гномами, так называемый Иглишмек (iglishmek), был более изменчив.

    Кхуздул редко изучался представителями других рас. В поздних легендах говорится, что в Валиноре Ауле познакомил Феанаро с языком, созданным им для Гномов, но Толкин отмечает, что это не вполне достоверно. Возможно, это просто история во славу Феанаро. В Средиземье Эльфы не особенно интересовались Кхуздулом и были о нем невысокого мнения: "Они не могли понять ни слова из языка Гномов, который был труден и неприятен для их слуха; и немногие из Элдар достигли мастерства в нем" Даже сам Толкин констатирует тот факт, что "язык Гномов был сложен и неблагозвучен. Даже ранние эльфийские филологи избегали его"

    Но, даже когда кто-либо действительно хотел изучать Кхуздул, Гномы весьма неохотно учили его. Их язык был "секретом, который они не открывали добровольно даже своим друзьям". Одна из теорий объясняет это тем, что Гномы считали Кхуздул принадлежащим исключительно их расе, и никто чужой не имел права понимать его. Когда они хотели общаться с представителями других рас, обычно с целью торговли, они учили чужой язык, даже, если другая сторона хотела узнать Кхуздул.

    Только два или три раза за все долгие эпохи Средиземья Гномы добровольно открывали свой язык представителям чужих рас. В Первую эпоху, когда Люди Дома Хадора пришли в Белерианд и встретились с Долгобородами, между двумя народами возникла особая дружба, так как Люди, будучи искусными наездниками, могли предложить Гномам защиту от Орков. Гномы действительно "не хотели скрывать свой язык от Людей, с которыми их связывала особая дружба, но Люди нашли Кхуздул трудным и медленно усваивали что-то большее, чем отдельные слова, многие из которых, изменившись, вошли в их собственный язык". Кажется, что Кхуздул оказал влияние даже на базовую структуру Адуунаика, языка, произошедшего от речи ранних Эдайн.

    Интерес Эльфов к Кхуздулу в Первую эпоху был низок, за одним исключением: "Куруфин очень интересовался языком Гномов, будучи единственным из Нолдор, добившимся их дружбы". По крайней мере, одно слово перешло из Кхуздула в Синдарин: kheled (стекло, зеркало) появилось в языке Сумеречных эльфов как heledh. Кхуздульское слово Khazad (Гномы) изменилось в Квенья в Casar (Гном) и в Синдарине в Hadhod (раса Гномов называлась Hadhodrim. Обратно, Гномы, кажется, заимствовали, по меньшей мере, одно слово из Синдарина: kibil (серебро) должно быть связано с celeb из языка Сумеречных эльфов.

    Много позже, во Вторую эпоху, Гномы неохотно позволили нескольким Эльфам немного узнать Кхуздул только в интересах науки: "Они понимали и уважали бескорыстную тягу к знаниям, и некоторым из поздних мудрецов Нолдор было позволено изучить и речь Гномов, и их язык жестов". Эти поздние мудрецы, очевидно, имели гораздо менее надменное отношение к Кхуздулу, чем их коллеги в предыдущую эпоху, которые, за исключением Куруфина, избегали языка Гномов.

    В одном, однако, Гномы всегда были "непреклонно скрытны... По причинам, которых полностью не понимали ни Эльфы, ни Люди, они никогда не открывали никаких личных имен представителям других рас, даже когда они овладели искусством письма и могли записывать имена или высекать их в камне. Они брали себе человеческие имена, под которыми их могли знать чужие". Приложение F к "Властелину колец" подтверждает это: "Свои собственные тайные, "внутренние" имена, истинные имена Гномы никогда не открывали никому из чужих рас. Даже на своих могилах они не писали их". Следовательно, имена Балин и Фундин, которые известны из Кхуздульской надписи на могиле Балина, не являются Кхуздульскими. Это человеческие имена, просто замещающие имена Балина и его отца Фундина и используемые в присутствии не-Гномов.

    В двадцатой главе "Сильмариллиона" мы встречаем одно гномское имя - Azaghal - имя властителя Белегоста. Возможно, это его титул или прозвище, а не истинное "внутреннее имя". Предполагается, что оно означает "воин" и связано с Нуменорским словом azgara - вести войну. Существует также имя Gamil Zirak - имя кузнеца из Ногрода. Возможно, это тоже прозвище, или его имя могло быть выдано не-Гномам случайно, к его великому и постоянному сожалению.

    С другой стороны, Карлики, несомненно, не пытались скрывать свои Кхуздульские имена. В двадцать первой главе "Сильмариллиона" Карлик Мим охотно называет Турину не только свое имя, но и имена своих сыновей Кхим и Ибун. Возможно, такая шокирующая неосторожность была одной из причин, по которым обычные Гномы ненавидели Карликов.

    Однако, Гномы не считали нужным скрывать названия мест. Гимли по собственной инициативе рассказывает Братству, как Гномы называют горы над Морией и саму Морию: "Я знаю их и их имена, под ними лежит Кхазад-дум (Khazad-dum), Дворцы Гномов... Вон там стоит Баразинбар (Barazinbar), Красный Рог... а позади него - Серебряный Пик и Облачная Вершина... мы зовем их Зиракзигиль (Zirakzigil) и Бундушатхур (Bundushathur).

    Гномы не всегда оскорблялись, если чужие узнавали Кхуздульские названия мест. Когда Гимли попал в Лориен, все еще сердитый из-за того, что Эльфы заставили его завязать глаза, Галадриэль сказала ему: "Темны воды Кхелед-зарам (Kheled-zaram), и холодны истоки Кибил-налы (Kibil-nala), и прекрасны были колонные залы Кхазад-дум (Khazad-dum) в древнейшие дни до падения могучих подземных королей... Гном, услышав имена, произнесенные на его древнем языке, поднял голову и встретился с ней взглядом; и показалось ему, что он вдруг заглянул в сердце врага и увидел там любовь и понимание. Изумление отразилось на его лице, и он улыбнулся в ответ". Гимли воспринял использование Галадриэлью древних Кхуздульских названий как дружеский жест.

    Толкин писал, что Кхуздул "был создан в набросках, с некоторыми деталями структуры и очень маленьким словарем". Это, несомненно, произошло в тридцатые годы. Кхуздульские слова Khazaddum и Gabilgathol появляются в ранних версиях "Сильмариллиона". Там также встречается слово Khuzud как самоназвание Гномов, позднее измененное в Khazad. Название Khazaddum Толкин первоначально дал Ногроду, а не Мории. Кристофер Толкин комментирует это: "Khazaddum - это первое появление знаменитого имени. Интересно увидеть, что оно существовало - но как гномское название Ногрода - уже и в это время. Позже гномским названием Ногрода стало слово Tumunzahar... Gabilgathol, впервые появляющийся здесь, остался гномским названием Белегоста".


    Структура Кхуздула

    О Кхуздуле мы знаем, что "структурно и грамматически он сильно отличается от всех других языков Запада того времени". Речь Гномов всегда считалась "трудным языком". В наше время многие европейцы думают так о китайском.

    Фонология Кхуздула была в некоторых отношениях необычна по сравнению с другими языками того времени. В нем было, по крайней мере, две взрывных аспираты - kh и th, то есть, "к" и "т" с придыханием (не путайте с немецким ch и английским th). В Кхуздуле также есть неаспирированные согласные, подобные русским "к" и "т", но, в отличие и от русского, и от английского языков, k и t - это самостоятельные фонемы, которые нужно отличать от kh и th. Поскольку мы знаем очень мало Кхуздульских слов, вовсе не удивительно, что мы не имеем минимальных пар, но k - kh и t - th выглядят противопоставленными изначально. Также в Кхуздуле встречаются звонкий взрывной b, глухие спиранты f и s, звонкие спиранты z и gh, боковой l, вибрант r (некоторые гномы использовали язычковый r, другие - вибрирующий r), носовые n и m и один полугласный y.

    Если некоторые согласные были до некоторой степени необычными, то система гласных была достаточно ординарной. Краткие гласные формируют классическую систему из пяти звуков: a, i, e, o, u. Достоверно существование четырех долгих гласных: a, e, i, u. Отсутствие o может быть обусловлено тем, что мы знаем мало Кхуздульских слов. Долгие гласные могли сокращаться в безударном положении (?), сравните Khazad и Khazad-dum. (На самом деле, мы ничего не знаем об ударении в Кхуздуле.)

    Базовая структура Кхуздула похожа на структуру семитских языков. Основы, от которых образуются слова, сами не являются произносимыми словами, а состоят только из согласных. Существительные, глаголы, прилагательные и т.д. образуются не только при помощи приставок и суффиксов (если такие способы вообще использовались), но также путем вставки определенных гласных между согласными основы, а иногда - путем удвоения одной из согласных. Часто слова изменяются по грамматическим формам путем изменения внутренней гласной вместо добавления суффиксов: ед.ч. Rukhs - Орк, мн.ч. Rakhas - Орки. Корневые согласные, называемые также радикалами, не изменяются, как *R-Kh-S в данном случае. В Кхуздуле, как и в семитских языках, корень обычно состоит из трех согласных. Несколько таких корней: B-R-Z - красный, B-N-D - вершина, K-B-L -серебро, N-R-G - черный. Примером корня с двумя согласными является Z-N - "темный, смутный, туманный" (RS:466). Естественно, что когда эти корни выступают в качестве реальных слов, к ним добавляются гласные: baraz - красный или bund - "голова, глава, вершина" из B-R-Z, B-N-D. Радикалы Kh-Z-D содержат общую идею и могут наблюдаться в таких словах, как Khazad - Гномы и Khuzdul - Гномский (орочий, по-видимому, будет *Rukhsul). Те же радикалы Kh-Z-D, очевидно, содержатся в древнем Кхуздульском названии Нарготронда, Nulukkhizdin, но точное значение этого слова неизвестно (заметьте, что в двадцать первой главе "Сильмариллиона" допущена ошибка в написании - Nulukkizdin. Наиболее основное значение Kh-Z-D может быть связано с числом "семь": сравните с нуменорским hazid. Гномы произошли от Семи Отцов и разделились на Семь Родов - и, как мы знаем, даже в очень поздней и очень детской человеческой мифологии гномы по-прежнему ассоциируются с этим числом.


    Khuzdul. Анализ источников

    Как уже упоминалось, Кхуздульских источников очень мало. Мы знаем несколько названий, надпись на могиле Балина и боевой клич "Baruk Khazad! Khazad ai-menu!" - "Топоры Гномов! Гномы на вас!"

    "Baruk Khazad!", как уже сказано, означает "Топоры Гномов!" Baruk обычно считается примером "составной формы", подобной существующей в иврите - формы, в которой слово используется перед другим существительным, стоящим в родительном падеже и являющимся определяющим дополнением. Конечно, мы не можем быть уверены в том, является ли слово baruk простым множественным числом или специальной составной формой. Может оказаться существенным тот факт, что в остальных достоверных словах в форме множественного числа содержится долгая гласная: Khazad - Гномы, Rakhas - Орки, tarag - бороды, shathur - облака, ul - "ручьи, потоки", dum - "пещеры, залы, дворцы". Возможно, в простом множественном числе топоры - baruk? Слово shathur (облака) может представлять шаблон формы множественного числа -a-u-. В иврите гласные в словах в составной форме часто сокращаются. Или, поскольку u - это, несомненно, Кхуздульский элемент, означающий отношение родительного падежа (аналог английского of), он может быть включен в baruk между вторым и третьим радикалами? Слова с тремя простыми радикалами (1-2-3), похоже, имеют формы единственного числа 1u23 (B-N-D - bund - вершина, R-Kh-S - Rukhs - Орк) и множественного числа 1a2a3 (Rakhas - Орки, сравни Khazad - Гномы и tarag - бороды из Kh-Z-D и T-R-G). Поскольку baruk, похоже, имеет подобную структуру радикалов из трех согласных (*B-R-K), мы можем добавить в парадигму составную форму множественного числа 1a2u3 и склонять B-R-K следующим образом: ед.ч. burk - топор, простое мн.ч. barak - топоры, составная форма мн.ч. baruk - топоры [кого?] (англ. axes of) (аналогично tarug Khazad - бороды Гномов из достоверной формы tarag - бороды). Составная форма ед.ч. может выглядеть как 1u23u (*burku Khazad - топор Гномов), если Bundushathur - просто *Bundu Shathur - Вершина Облаков, и пишется вместе, когда употребляется в качестве названия горы (B-N-D - вершина).

    Вторая часть боевого клича - "Khazad ai-menu!" - "Гномы на вас!" - единственное достоверно известное нам предложение. Ai - краткая форма от aya - "на", menu - винительный падеж ед.ч. слова "вы". Это, несомненно, именное предложение, не содержащее Кхуздульского эквивалента глагола "быть" (англ. be/is/are). Конструкции такого рода характерны для русского и многих семитских языков. Этот факт может быть аргументом в поддержку теории о существовании в Кхуздуле особой составной формы существительных, которая нужна, чтобы отличать выражение " X Y", означающее "X of Y", от "X Y", означающего "X is Y". (Ср. "Война Гнева" и "Война - это гнев".)

    Мы знаем также надпись, сделанную на могиле Балина: "Balin Fundinul uzbad Khazaddumu" - "Балин, сын Фундина, властитель Мории". Имена Балин и Фундин - человеческие, поэтому их этимологии не относятся к делу. Нам остаются окончание -ul, использованное здесь для образования отчества, слово uzbad - "властитель, властелин, повелитель" - и хорошо известное название Khazad-dum - "Дворцы Гномов" (в рунической письменности нет знака дефиса). Окончание -u, очевидно, является признаком родительного падежа. Но почему это окончание отсутствует в Baruk Khazad? (Не имеет значения, является ли baruk простой или составной формой, включающей аналог английского of, ведь это изменение затрагивает только первое слово в словосочетании, а не второе, как в uzbad Khazaddumu). Очевидно, здесь мы имеем дело с формой косвенного родительного падежа, указывающей на то, что властитель управлял Морией, а не просто "владел" ею (возможна форма *uzbud Khazaddum по аналогии с Baruk Khazad). Эта теория находит сильную поддержку в Адунаике, языке Нуменора, который произошел от языка древних Людей под влиянием Кхуздула. В этом языке имеется так называемая косвенная форма, включающая u, которая используется в составных словах, например, gimlu-nitir - зажигающий звезду (gimlu - косвенная форма от gimli - звезда. Хотя эта косвенная форма в Адунаике используется только в составных словах, ее происхождение может быть связано с Кхуздульским косвенным падежом.

    Нам достоверно известны формы и единственного, и множественного чисел только для одного слова: ед.ч. Rukhs - Орк, мн.ч. Rakhas - Орки. Как мы предположили выше, Khazad - Гномы и tarag - бороды могут быть образованы по тому же шаблону, поэтому существительные в ед.ч. могут выглядеть как *Khuzd - Гном и *turg - борода. Слово shathur - облака, очевидно, имеет другой шаблон образования множественного числа, и мы не можем реконструировать форму единственного числа. Возможно, эта форма будет иметь те же радикалы Sh-Th-R, но другие гласные. Мы знаем также существительные мн.ч. ul - "ручьи, потоки" и dum - "пещеры, залы, дворцы" (последнее может также быть собирательным). Является ли существенным то, что оба эти слова содержат тот же гласный u, что и shathur.

    Достоверно известны только три глагола: gunud - "копать, рыть, прокладывать туннель", felek - "обтесывать скалы", и связанное слово felak - "использовать инструмент, подобный зубилу с широким лезвием". Слово felak может также употребляться как существительное, обозначающее такой инструмент. Этот пример показывает, что Кхуздульские глаголы не могут быть выделены среди других частей речи только по своей форме.

    Мы знаем несколько прилагательных. Это слово Khuzdul само по себе, очевидно, означающее "Гномский", которое образовано от *Khuzd - Гном - присоединением окончания -ul, которое также используется для образования отчеств: Fundinul - сын Фундина. Мы также имеем sigin - длинный в Sigin-tarag - Долгобороды. Если прилагательные в Кхуздуле согласуются в числе, sigin может стоять во множественном числе. (С другой стороны, основная форма прилагательного может применяться в составных словах). Zirak (мн.ч. *zirik) может быть прилагательным "серебряный".

    В составных словах порядок элементов соответствует английскому: Khazad-dum - Гномьи Дворцы, Kibil-nala - Серебряная Жила, Kheled-zaram - Зеркальное Озеро, Gabilgathol - Великая Крепость, Sigin-tarag - Долгобороды. Название Zirak-zigil - Серебряный Пик, но позже Толкин, похоже, решил, что zirak означает "пик", а zigil - "серебряный". В таком случае, это слово может быть слиянием составной формы, как baruk Khazad: *Zirak zigil - "Пик из серебра" (Фродо, естественно, не знакомый с Кхуздулом, мог принять эту конструкцию за составное слово и написать Zirak-zigil). Если zigil - это прилагательное "серебряный", это может говорить в пользу предположения о том, что в Кхуздуле прилагательные следовали за определяемыми существительными.

    Из местоимений нам достоверно известно только одно: menu, винительный падеж множественного числа от "вы".

    Мы знаем только два предлога: aya - на (сокращенная форма ai в ai-menu - на вас) и u - в, из (англ. in/of) (достоверно только в середине составного слова Bundushathur - "Вершина облаков/в облаках", название горы).

    Очень немного мы можем сказать о словообразовании. Известен шаблон 1a23un. Его значение - человек, вещь или место, характеризуемые значением корня. Примеры: Nargun - "Мордор, Черная Земля" из радикалов N-R-G - черный, и Tharkun - "Человек с посохом", гномское имя Гэндальфа (радикалы Th-R-K - посох?) Если согласные Z-Gh-L действительно являются радикалами слова "воевать", и Azaghal означает "Воин", то мы имеем шаблон a1a2a3. Слово Khuzdul - Гномский - может быть аргументом в пользу существования шаблона 1u23ul для образования прилагательных. Но, как говорилось выше, -ul может быть просто окончанием прилагательного, добавляемым к существительному в ед.ч. (*Khuzd - Гном).

    Прилагательные baraz - красный (B-R-Z) и sigin - длинный (*S-G-N) явно представляют шаблоны для образования прилагательных 1a2a3 и 1i2i3.

    Слово Mazarbul в выражении "Палата Мазарбула" (Палата Летописей), похоже, представляет более сложный тип словообразования. Если -ul - это просто окончание прилагательного (которое могло бы значить, что родительный падеж в переводе явно лишний), мы имеем слово mazarb - летопись (летописи?). Может ли оно быть разновидностью причастия прошедшего времени, или соответствующим существительным, или глаголом "вести летописи" (возможные радикалы *Z-R-B)? Если это так, мы имеем шаблон ma1a23.



    "Воля - это то, что помогает победить, когда разум говорит, что ты повержен."
     
    Форум » Дж.Р.Р. Толкин » Народы и расы Средиземья » Гномы
    • Страница 1 из 3
    • 1
    • 2
    • 3
    • »
    Поиск:



    Все права на дизайн и оформление сайта принадлежат ресурсу Tolkienists.Ru.
    При копировании материалов сайта активная и индексируемая ссылка на ресурс Tolkienists.Ru обязательна.
    Tolkienists.Ru©2008-2021
    Счетчики:
    Яндекс.Метрика

    Партнеры:
    Связаться с нами:
    Обратная связь

    Оставить отзыв:
    Гостевая книга



    Все права на дизайн и оформление сайта принадлежат Администрации сайта.
    Права на видеоматериалы, тексты статей и книг принадлежат их авторам и правообладателям, просьба их не нарушать.
    При копировании любых материалов сайта работающая ссылка на Tolkienists.Ru обязательна!
    Copyright Tolkienists.Ru © 2008-2021
    Правила сайта Баннерообменник
    Сайт оптимизирован под Mozilla и Opera
    На сайте используется JavaScript, советуем разрешить этому ресурсу использовать его в настройках Вашего браузера для корректного отображения сайта
    Кое-что об авторских правах

    )\